Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.

В центральной части Саха (Якутии) наступило межсезонье, а вместе с ним в очередной раз обострились проблемы с переправой через реку Лена в районе Якутска. 

В современном мире паромная переправа, да ещё в административной столице одного из регионов – экзотика из давно минувших времён.

Нынче межсезонье в Саха (Якутии) началось как обычно – с первыми признаками ледостава уменьшилось количество паромов, зато резко подскочила стоимость их услуг.

Сейчас паромщики требуют за перевоз одной легковушки от 4 до 12 тысяч рублей. Ценник для грузовиков и спецтранспорта колеблется в диапазоне 25-65 тысяч рублей за единицу. Но и это не предел. По мере усиления холодов ходить между берегами Лены станет только один паром в сопровождении ледокола. Как уверяют знающие люди, тогда ценник для грузовых машин подскочит до 334 тысяч рублей.

В межсезонье для «безлошадных» пассажиров на переправе через Лену работает ещё один вид транспорта – суда на воздушной подушке. Поначалу с желающих переправиться на другой берег хозяева «Хивусов» брали по 2,5 тысячи с человека. Но с осложнением ледовой обстановки цена подлетела до 5 тысяч «с носа».

В итоге получилось нечто парадоксальное: услуга по перевозке одного пассажира с берега на берег оказалась дороже переправы через ту же реку малолитражного автомобиля. 

Естественно, такая, мягко говоря, странная ситуация не могла пройти мимо внимания властей. На спешно созванном совещании председатель местного правительства Кирилл Бычков пригрозил подать на перевозчиков заявление в транспортную прокуратуру.

Но мы тоже не вчера родились и прекрасно понимаем, что проверки обоснованности тарифов, обращения к прокурорам и тому подобное – это всё хорошо и правильно, однако явно недостаточно. По той простой причине, что никак принципиально не решает проблему.   

Кардинально, раз и навсегда прекратить мучения людей с переправой через Лену может только строительство моста. Всё остальное – это временные полумеры, латанье дыр, если хотите, битьё по хвостам.

Этот важный момент отлично понимает Глава Якутии Айсен Николаев. Несмотря на все наветы оппонентов он чётко, шаг за шагом реализует остро необходимый якутянам проект строительства моста.

Сегодня возведением моста через реку Лена заняты две сотни специалистов и полсотни единиц техники. А когда на стройке трудится столько людей и техники, всегда есть зримый результат.

Проясняется для широкой публики и финансовая модель проекта. Стало известно, что сейчас ведётся работа по привлечению казначейских инфраструктурных кредитов на сумму 4,7 млрд рублей.

 

Также рассматривается возможность ускорения получения федеральной части средств на строительство Ленского моста. Так что надежда на скорое окончание мучительно долгих, дорогих, а для стороннего глаза ещё и экзотичных переправ через красавицу реку Лена должна в скором времени воплотиться в жизнь.