Печать

Интернет-сайт LNGworldnews сообщил, что первый в мире ледокольный танкер-СПГ «Кристоф де Маржери» («Christophe de Margerie»), загрузился на терминале Statoil Hammerfest (Норвегия) сжиженным газом (LNG - СПГ) и отплыл в Южную Корею через Северный морской путь (СМП). Судно построено в 2016 году по заказу «Совкомфлота» для круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях.

Total, имеющая 18,4% в терминале, заявила, что плавание презентует судно, сделав его первым LNG-танкером, прошедшим по СМП, что позволяет достичь Азии через Берингов пролив в 15 дней против 30 дней через Суэцкий канал.

Корабль, построенный южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, назван в честь бывшего генерального директора Total, который погиб в московском аэропорту в 2014 году.

«Кристоф де Маржери» является прототипом серии из 15 перевозчиков СПГ, которые планируется построить для проекта «Ямал». Total владеет 20% в проекте Ямалского СПГ, который будет иметь полную мощность производства 16,5 млн. тонн в год. На первом этапе производство составит около 5,5 млн тонн СПГ в год.

Танкер-СПГ «Кристоф де Маржери» ледового класса Arc7 вместимостью более 170 тысяч кубометров СПГ с пропульсивной установкой мощностью 39 600 кВт (53 841 л.с.) и тремя винто-рулевыми колонками типа AZIPOD. Максимальная скорость судна на открытой воде в балласте - 21 узел, а в груз - 20 узлов. 

Нужно отметить, что «Кристоф де Маржери» - первое в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода». По результатам тестовых испытаний в Карском море и море Лаптевых в феврале 2017 года судно продемонстрировало способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла). В прибрежном районе к западу от архипелага Норденшельда «Кристоф де Маржери» успешно преодолел кормой вперед торос высотой надо льдом 4,5 м, глубиной киля 12-15 м, площадью сечения 650 м².

Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать обезвоженный сжиженный природный газ, что существенно повышает экологичность судна.

Время преодоления судном Севморпути составило 6 суток 12 часов и 15 минут. Отмечено, что «Кристоф де Маржери» стал первым в истории торговым судном, сумевший пройти СМП без ледокольной проводки на всём протяжении Севморпути.

При переходе по СМП судно преодолело 2193 мили (3530 км) от мыса Желания на архипелаге Новая Земля до мыса Дежнёва на Чукотке, крайней восточной материковой точки России. В ходе рейса судно снова подтвердило свою исключительную приспособленность для работы в высоких широтах. Средняя скорость движения во время перехода превышала 14 узлов – несмотря на то, что на отдельных участках газовоз был вынужден идти сквозь ледовые поля толщиной до 1,2 м.

Общая продолжительность перехода из норвежского Хаммерфеста в южнокорейский Порён составила 22 суток. Это примерно на неделю короче по времени, нежели среднестатистический переход через Суэцкий канал. Компания, осуществлявшая закупку СПГ, констатировала экономию примерно 25% средств при использовании северного маршрута.