Печать

Жуков М.А.

Арктический регион в последние годы находится в центре мирового внимания. Северные страны уже сейчас ведут аккуратную, но серьезную гонку за доминирование в прилегающем районе Арктики. В процесс включаются и государства, совершенно не ассоциирующиеся с полярными широтами: Индия, Италия, Южная Корея. Большой интерес к циркумполярному пространству проявляет и Китай, у которого есть на это веские причины.

Около девяноста процентов товарооборота Китай осуществляет по морю. Разумеется, в политике страны огромное значение придается морскому сообщению. Возить товары в Европу через Суэцкий канал либо вокруг Африки долго, дорого и связано с риском пиратства. Неудивительно, что Китай привлекают возможности транспортного сообщения по Северному морскому пути.

Как Северо-восточный проход, идущий вдоль наших берегов, так и более удаленный от них маршрут по центральным акваториям арктического бассейна (который, кстати, на 700 морских миль короче), очень удобны в торговом отношении. К примеру, путь из Шанхая в Роттердам почти на 2500 морских миль короче через полярные воды, чем через Суэцкий канал. К тому же стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив и Суэцкий канал, выросла из-за пиратов в 10 раз.

Путь через арктические воды выводит суда сразу на шельфы Норвегии и Гренландии, где ведется нефтедобыча. Китай мог бы в кратчайшие сроки достигать этих участков. Этот путь удобен и для контейнеровозов, чтобы везти продукцию в Европу и на восточное побережье Северной Америки. Однако есть сложности, и одна из основных - малый период летней навигации (июль-сентябрь) в водах, которые большую часть года скованы льдом.

Вот почему Китаю так необходим российский опыт судоходства в полярных широтах. Не являясь приарктическим государством, Китай сталкивается с нехваткой опыта и технологий прохождения торговыми судами водных маршрутов в высоких широтах. Ему нужен партнер, с которым можно на взаимовыгодных основаниях осваивать потенциал Заполярья. Очевидно, что наиболее перспективным в этом отношении является сотрудничество с Россией.

В последние годы началось осуществление множества совместных российско-китайских проектов. У наших стран имеются соглашения о добыче в Арктике полезных ископаемых, а также об их первичной переработке с привлечением китайских капиталов и технологий. Но интерес Китая к нашим транспортным коридорам ничуть не меньше.

Для такой эффективной, ритмично работающей экономики, как китайская, мало трех месяцев летней арктической навигации. Даже с учетом прогнозов потепления и дальнейшего таяния Арктики, и в летний сезон всегда могут встретиться дрейфующие ледяные поля. Вряд ли эта угроза исчезнет в обозримом будущем. К тому же, подводные течения меняют рельеф дна, поэтому арктическим морякам необходимы опытные лоцманы и доступ к постоянно обновляющимся данным гидрографической съемки.

У Китая есть один ледокол, второй строится в Финляндии. Оба дизель-электроходы и способны преодолевать ледовые поля до полутора метров толщиной. Для Севморпути, где даже летом можно встретить полосу торосов, а в узких «горлышках» морских проливов могут возникать ледяные «пробки», этого недостаточно. Чтобы преодолеть подобные препятствия, китайским судам необходима помощь российских атомных ледоколов, которые сейчас позволяют некоторым российским компаниям использовать трассу практически круглогодично.

Россия, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы трассы Севморпути эксплуатировались как можно с большей отдачей для нашего бюджета и тех структур, что обслуживают эту трассу. Интерес и, в то же время, основная задача нашей страны состоит в восстановлении той инфраструктуры, которая была у нас когда-то в Арктике: порты, ремонтная база, спасательные подразделения с соответствующим оборудованием. Еще более важно не останавливаться в развитии и претворять в жизнь новые проекты. Сотрудничество с Китаем - неплохой стимул к росту, не говоря уже о возможных выгодах.

Пока основными товарными интересами Китая в России остаются углеводородные и рудные полезные ископаемые. Биологические ресурсы российской Арктики продаются в Китай лишь попутно с основными направлениями торговли, хотя и здесь есть перспективные отрасли. Скажем, наши коренные народы могли бы резко поднять рентабельность местного оленеводства, продавая в Китай мясо, шкуры, субпродукты. Как бы то ни было, Севморпуть как перспективный транспортный коридор уже существует, и за последние два года активность на этой водной магистрали резко возросла. Помимо улучшений условий торгового судоходства в Арктической зоне России нужно решать вопросы развития производства, расширения ассортимента продукции. Пока на этом направлении горизонты перед нами еще только открываются.

По материалам агентства "Arctic-Info"