Печать

Митько Арсений Валерьевич. 

Вице-президент Арктической общественной академии наук, Главный специалист ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, кандидат технических наук, доцент. 

Сложная ситуация с навигацией в восточной части Северного морского пути (СМП) в ноябре текущего года потребовала пересмотреть порядок его эксплуатации. Прежде всего, есть запрос на изменение Правил плавания в акватории  СМП.

Какие конкретно нововведения рассматриваются?

Во-первых, Минтранс должен получить дополнительные рычаги контроля на СМП. В этом Росатом и Минтранс солидарны, имея в виду, помимо прочего, усиливающийся международный компонент движения по данной трассе. В свою очередь, интересы Росатома обеспечиваются тем, что в новой редакции Правил будет применена несколько иная идеология: если раньше больший акцент делался на судовладельца и грузоотправителя с их интересами, то теперь – на ледоколы. Роль ледокольной проводки будет выведена на первый план.

Во-вторых, грядет пересмотр технических требований Правил сразу в нескольких направлениях. 

Будет меняться методика определения типа ледовой обстановки. Это изменение давно назрело: протяженность трассы такова, что нелепо оценивать «среднюю температуру по больнице», то есть общие ледовые условия для всего Севморпути. Надо разделить трассу на участки и осуществлять на них мониторинг динамики ледообразования «в реальном времени».

Кроме того, Росатом хотел бы повысить планку по классности судов, допускаемых в акваторию СМП, и дополнительно регламентировать условия, при которых допуск возможен в зимне-весеннюю навигацию. Так, Дирекция СМП настаивает, что класс Arc4 и, возможно, Arc5 недостаточны для навигации уже в ноябре, и что следует четче прописать, какие типы льдов способны проходить судами разных ледовых классов. Росатом давно на этом настаивал, но судовладельцы были против. Теперь же их возражения не будут играть той роли, что прежде. Программа-максимум – пересмотр ледовых классов в принципе. 

В-третьих, Атомфлот считает, что необходимо ограничить до 31 октября период выдачи общих разрешений на рейсы в Заполярье, а с 1 ноября применять принцип, при котором по каждой предварительной заявке судовладельца будет требоваться повторное индивидуальное подтверждение. Каковое будет выдаваться только в том случае, если в нужном секторе будет наличествовать ледокол, способный подстраховать данный рейс.