Митько Арсений Валерьевич, Вице-президент Арктической общественной академии наук,  кандидат технических наук,  главный специалист ВНИИМ имени Д.И. Менделеева 

Первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов поручил Госкорпорации «Росатом» до 30 марта 2022 года интегрировать в федеральный проект «Круглогодичный Севморпуть» федеральные проекты: «Северный морской путь - 2030» и «Развитие Северного морского пути», реализуемый в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Общее финансирование составляет более 1,4 трлн руб. до 2030 года. Внебюджетные средства составят 920 млрд из них. И вкладывать их будет преимущественно «Росатом». Он активно ведёт централизацию финансов и управленческих процессов. Так, до 30 марта госкорпорация намерена представить правительству сводную программу, в которой будут объединены два федеральных проекта по развитию СМП. 

Целями федеральных проектов является создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока на СМП до 80 млн тонн в 2024 году и 110 млн тонн к 2030 году. В 2021 году по Севморпути было провезено 34,85 млн тонн грузов. Кроме этого, планировалось увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн тонн и 115 млн тонн в 2024 и 2030 годах соответственно. Теперь же этот прогноз вырос почти в полтора раза – до 150 млн тонн, да и прочие показатели растут опережающими темпами. Будущий ежегодный доход от перевозки грузов по СМП оценивался экспертами примерно в 70 млрд рублей, но ожидается, что возрастает и расчётная прибыль – до 100 млрд рублей. Таким образом, срок окупаемости вложений сокращается до приблизительно 10 лет, а это уже вполне реалистичный горизонт планирования.  

Еще в апреле 2007 года, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта была создана Комиссия по перспективному развитию морских портов. Ее задачами являлись координация действий различных органов власти по вопросам развития портов и эффективного использования федерального имущества в них. Важным инструментом в работе Комиссии должны были стать Перспективные планы развития морских портов. Для этого были подготовлены «Положение о разработке Перспективных планов развития морских портов» и «Типовая форма технического задания на разработку проекта Перспективного плана развития морского порта». Однако дальше дело не пошло. Спустя 9 лет «Росморпорт» утвердил положение по согласованию деклараций об инвестициях частного бизнеса в строительство портов. Эти документы после утверждения являются основанием для получения необходимых участков, технических условий и начала строительства (реконструкции) объектов. В результате в отрасли создается положение, когда развитием портов фактически занимаются инвесторы, которые решают, где, когда и какой терминал они будут строить.

В январе текущего года Андрей Белоусов на совещании о реализации и результатах инициатив социально-экономического развития до 2030 года сообщил, что в 2022 году планируется создать единый орган управления судоходством на Северном морском пути. Телеграммканал «СМП» комментирует конкуренцию Госкорпорации «Росатом» и Минтранса России за право регулировать проход судов по Севеморпути, забрав эту функцию у ФГБУ «Администрация СМП» Минтранса. В «Росатоме» функции содержания и развития инфраструктуры Севморпути обеспечивает Дирекция СМП под руководством Вячеслава Рукши. «Атомфлот» силами только собственных атомных ледоколов  не может  обеспечить решение всех задач ледокольного сопровождения в акватории Севморпути и привлекает на постоянной основе два дизельных ледокола «Росморпорта» – «Красин» и «Адмирал Макаров», которые «Росатом» хочет забрать на свой баланс. Во время певекского кризиса были задействованы ледоколы «Капитан Драницын» и «Новороссийск», также принадлежащие ФГУП «Росморпорт» .  «Росатом» указывает на то, что необходимость согласовывать возможности по проводке судов по Севморпути между «Атомфлотом» и Минтрансом через «Администрацию СМП» усложняет проводку и приводит к неприятным инцидентам. Цель – создать систему одного окна, обеспечивающего грузопоток по Севморпути. «Росатом» считает, что с учетом объективной нехватки ледоколов при ухудшении ледовой обстановки и роста объемов судоходства по Севморпути консолидация ответственности будет более эффективным решением.  Мнения экспертов по поводу совмещения «Росатомом» функций регулятора и инфраструктурного оператора неоднозначны, так как выдача разрешений на транзитный проход по Севморпути судов под иностранным флагом - функция органов государственного управления, реализуемая от имени государства. Если хозяйствующий субъект-резидент будет выдавать разрешения перевозчикам-нерезидентам, трудно будет избежать обвинений в необъективности, заинтересованности и использовании коммерческой структурой своего доминирующего положения.