Печать
Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, 

Проект «Белкомур» представляет собой новый железнодорожный маршрут (БЕЛое море – КОМи – УРал), который соединит между собой промышленно развитые регионы Сибири и Урала с портами на севере России. Реализация данного проекта позволит сократить путь до Архангельска примерно на 800 километров. Максимальная мощность нового железнодорожного маршрута должна составить 35 миллионов тонн грузов в год. 

Самые первые планы по строительству железнодорожной ветки, которая могла бы соединить промышленные Урала с портом Архангельска, появились еще в самом начале прошлого века на фоне масштабного развития в России железных дорог. Тогда сбыться планам не позволили масштабные изменения в экономической и политической жизни страны. Вторую попытку реализации подобного проекта пытались воплотить в жизнь уже во времена Советского Союза, именно в тридцатые годы XX века начли появляться и ныне существующие участки будущего «Белкомура». К сожалению, к середине пятидесятых годов большинство работ было приостановлено, причиной стала масштабная амнистия, лишившая крупные стройки основной рабочей силы – заключенных. 

Вернулись к этому проекту уже во времена постсоветской России, в 1996 году на тот момент президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал указ об обеспечении государственной поддержкой всех работ по строительству новой железной дороги. В новом документе подчеркивалось, что до сорока процентов от сметной стоимости проекта будет выделено из федерального бюджета. Специально для этих целей была создана компания «Белкомур», ее уставной капитал составил 30 миллиардов рублей, а учредителями акционерного общества стали четыре субъекта Российской Федерации (Республика Коми, Архангельская и Пермская области и Коми-Пермяцкий округ). Однако уже в 2022 году по причине разнообразных проблем, связанных с функционированием инвестиционных механизмов, строительство было заморожено. 

В очередной раз взялись за строительство железнодорожной магистрали уже в 2007 году. Еще через год появление нового маршрута освещалось в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года (впоследствии продлена до 2030 года), что в очередной раз подчеркивало значимость реализации данного проекта. Только сама разработка проектно-сметной документации по «Белкомуру» оценивалась в 6-8 миллиардов рублей, а инвестиции в само строительство могли составить от 240 до 250 миллиардов рублей. Стоит отметить, что уже тогда «Белкомур» начал рассматриваться не просто как железнодорожный путь, соединяющий две точки на карте, а как комплексная программа развития всего Северо-Запада страны. 

В 2015 году было подписано соглашение между генеральным директором ОАО МК «Белкомур» (создана в 2002 году) и генеральным директором компании Poly Technologies, Inc, согласно которому фирма из Китайской Народной Республики должна стать генеральным подрядчиком проекта и будет принимать самое активное участие в финансировании, проектировании, строительстве новых участков «Белкомура» и модернизации уже существующих. Предполагалось, что активные работы должны стартовать в 2020 году и продлиться в течение пяти лет. На данный момент довольно проблематично рассуждать о перспективах данного соглашения, так как с конца 2022 года МК «Белкомур» находится в стадии ликвидации. 

Как можно понять из вышеизложенного материала, строительство железнодорожной магистрали, которая позволит напрямую соединить порт Архангельска с промышленными районами Урала, уже больше века будоражит умы первых лиц нашего государства. Теперь попытаемся кратко разъяснить, почему «Белкомур» выглядит настолько привлекательным в экономическом плане проектом. 

Так, генеральный директор МК «Белкомур» Владимир Щелоков заявляет, что подобный проект для России не просто выгоден, а супервыгоден. По его словам, эксперты подсчитали, что валовый региональный продукт трех субъектов Российской Федерации, по которым непосредственно пройдет трасса маршрута, увеличится на 5,4%, будет создано порядка 40 новых предприятий. Регионы получат еще одну инфраструктурную возможность раскрыть свой природно-ресурсный потенциал. 

Если смотреть именно в региональном разрезе, то новая трасса позволит Пермскому краю с вывозом калийных удобрений из Соликамского бассейна. Кроме того, создаст дополнительные возможности по освоению лесных ресурсов, которые покрывают 70% территории региона. Республика Коми будет иметь возможность нарастить добычу на месторождениях Печорского угольного бассейна. Также будет создана инфраструктура, которая облегчит освоение рудных месторождений. Архангельская область сможет нарастить эффективность добычи алмазов на месторождениях им. М.В. Ломоносова и им. В.Гриба. Вдобавок к этому регион сможет оперативнее осваивать лесные ресурсы. 

Необходимо обратить внимание и на стратегические недостатки данного проекта. Например, серьезные вопросы вызывают технические и природные недостатки порта в Архангельске. Несмотря на то, что минусы архангельской гавани стараются нивелировать строительством нового глубоководного порта в городе, остается под вопросом экономическая целесообразность данного проекта, так как, по оценкам экспертов, его стоимость может даже превысить смету всего «Белкомура». Возникают вопросы и по поводу механизмов финансирования данного проекта, как это довольно часто бывает в России, многие крупные проекты упираются в денежный вопрос. Уже долгое время оптимальным вариантом, который бы устроил всех заинтересованных в проекте лиц, видится государственно-частное партнерство по концессионной схеме. 

В заключении хочется отметить, что реализация «Белкомура» неразрывно связана с другими крупными проектами России в Арктике. Речь идет о «Мурманском транспортном узле», «Северном широтном ходе», строительстве нового порта Сабетта и расширении архангельского порта. Именно их совместная успешная реализация даст сильный толчок для развития северных регионов РФ, что особенно актуально в связи с нарастающей транспортной изоляцией нашей страны и близостью Северного морского пути, как одного из ключевых альтернативных маршрутов для экспорта отечественной продукции.