Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, 
 
Несмотря на то, что в результате применения санкций Россия лишилась части традиционных рынков сбыта природных ресурсов, сегодня ситуация с их поставками за рубеж стабилизировалась. Вместе с тем многие крупные проекты по добыче полезных ископаемых в Арктике пришлось корректировать с учетом новых экономических условий. Об этом говорилось на форуме "Арктика регионы", прошедшем в г. Архангельске. В первую очередь участников интересовало, как изменилась расстановка приоритетов на карте экспорта минеральных ресурсов АЗРФ. Эксперты отметили, что пока благополучно складывается ситуация с продажей сжиженного природного газа: в прошлом году (если сравнивать с 2021 годом) его экспорт увеличился. Россия сейчас экспортирует большую часть своей нефти, не пользуясь услугами подконтрольных ЕС и США компаний (это касается заключения сделок, их финансового сопровождения, страховки груза и транспортировки).
По сути, мы сейчас экспортируем все добываемые объемы, - сообщил на форуме эксперт Михаил Григорьев. Отметив, что при этом увеличилось плечо транспортировки углеводородов: среднее расстояние "нефтяной дороги" выросло в три раза, достигнув девяти тысяч морских миль. Высокие транспортные расходы повышают себестоимость углеводородов и снижают доходы компаний. Увеличилось время и стоимость доставки нефти. "Круговой рейс" из порта Мурманск в Китай составляет 120 суток и более. Соответственно, уменьшаются и доходы добывающих компаний, продающих нефть, - говорилось на форуме.
Бизнесу пришлось вносить серьезные корректировки в реализацию проекта на Новой Земле: планы по созданию "искусственного острова" остались в прошлом. Выровнять ситуацию сможет расширение транспортировки нефти по Северному транспортному коридору. К примеру, в грядущую летнюю навигацию планируется начать отгрузку нефти по Северному морскому пути из портов Балтики и г. Новороссийска. Эксперты обсуждали и возможности переноса точки трансшиппинга из Мурманска в восточном направлении: благодаря этому суда ледового класса смогли бы "пробегать" значительно меньший путь, а эффективность транспортировки грузов повысилась. 
Так, новые возможности для перевалки нефти по СМП откроет порт в ненецком поселке Индига на берегу Баренцева моря. Федеральный мегапроект включает строительство не только порта, но и железной дороги Индига - Сосногорск, а также разработку Пижемского месторождения титановых руд и кварцевых песков в Республике Коми.
Порт НАО в Индиге - это вторые незамерзающие глубоководные ворота Западной Арктики после порта Мурманск: естественные глубины позволяют принимать здесь суда до 250 тысяч тонн, а остаточное тепло Гольфстрима обеспечивает практическую незамерзаемость акватории - лед в январе, феврале и марте, конечно, все равно образуется, но небольшой. Отметим также, что Индига находится в непосредственной близости от СМП. На первом этапе грузооборот порта составит 8,6 миллиона тонн. В последующем его планируется увеличить до 80 миллионов. Более того, после начала разработки месторождения титановых руд его вклад в увеличение грузооборота по СМП составит около 22 миллионов тонн: это экспортно ориентированная продукция, очень востребованная сегодня в авиационно-космической промышленности.
Проект вошел в стратегию развития АЗРФ до 2030 года: в итоге он призван "втянуть" в экономику страны труднодоступные и недостаточно развитые территории НАО и Республики Коми. Тем временем в Архангельской области в активную фазу "после затишья" вступает проект освоения Павловского месторождения свинцово-цинковых руд Новой Земли. Это одно из крупнейших месторождений страны, благодаря ему Россия сможет значительно сократить зависимость от импорта свинца, цинка, а также марганца (стратегически важных минералов как для оборонной, так и для гражданской промышленности). Кроме того, проект создает новые возможности для развития СМП: для разработки Павловского в губе Безымянной начинают строить портовый комплекс - морской портовый терминал мощностью 365 тысяч тонн. Сейчас компания, занимающаяся разработкой месторождения, готовится к первой навигации: определяет оптимальное место для высадки и строительства временного причала, решает вопросы размещения персонала, логистики грузов, организации связи с Большой землей.
На форуме говорилось и о том, что бизнесу пришлось вносить серьезные корректировки в реализацию проекта на Новой Земле. Так, первоначально планировалось разместить горно-обогатительный комбинат в море на понтонах, которые разрабатывали европейские партнеры (это позволило бы не тянуть коммуникации по вечной мерзлоте). Но после введения санкций планы по созданию "искусственного острова" пришлось оставить в прошлом - сейчас подготовлена новая концепция освоения Павловского месторождения. Сложность в том, что для начала работ необходимо выделение дополнительных территорий на Новой Земле - переговоры об этом ведутся с Министерством обороны РФ. Кстати, проект по созданию порта на Новой Земле тоже пришлось корректировать. Причем в сторону увеличения: если в первоначальном варианте в нем было два причала, то теперь их количество увеличено до четырех. В связи с тем, что разработчики учли перспективы освоения еще одной стратегически значимой территории Новой Земли - Рогачевско-Тайнинского месторождения марганцевых руд. Отмечается, что оно позволит заместить потребности РФ в марганцевом сырье.