Печать
Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева
 

На совещании с членами правительства 17 мая текущего года Президент России В.В. Путин еще раз подчеркнул важное значение Северного морского пути (СМП) как независимого от недружественных государств круглогодично функционирующего транспортного маршрута, связывающего нашу страну с рынками азиатского и тихоокеанского региона: «Есть соответствующие планы развития Северного морского пути, в том числе и с нашими иностранными партнерами, которые, как я уже неоднократно говорил, хотят развивать отношения с Россией и проявляют интерес к работе по Севморпути». С учетом постоянного роста международной напряженности и санкционного давления арктический транспортный коридор надежно защищен от недружественного воздействия и гарантировано обеспечит товарооборот рынков связываемых СМП в единую систему циркуляции товарных потоков.

В ходе совещания глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев представили президенту основные детали плана по дальнейшему развитию Севморпути до 2035 года с общими инвестициями в размере 1,8 трлн. рублей. грузопоток трассы в текущем году должен достичь 36 млн. тонн. К 2026 году запланирован рост провозной способности до 100 млн. тонн, к 2030 году — до 200 млн. тонн.

План включает пять основных разделов:

- формирование грузовой базы и увеличение количества рейсов;

- создание наземной транспортной инфраструктуры с модернизацией и строительством 14 портов и терминалов;

- развитие ледокольного и транспортного флота, который в ближайшие годы получит 153 судна;

- обеспечение безопасности судоходства по СМП с привлечение новых спутников, непрерывным мониторингом акватории и строительством аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры;

- централизация управления и развитие судоходства. В интересах всех участников СМП создадут единую экосистему.

Обеспечение безопасного и экономически эффективного судоходства по СМП требует применения технических средств и методик мониторинга физико-механических свойств (толщины, прочности) морского льда в Северном Ледовитом океане, а также внедрение цифровых технологий, формирование и ведение государственных информационных ресурсов в этой области.

«Совкомфлот» считает не менее важной задачу определения механизма, скорости и направления дрейфа льда, которые влияют на процессы торосообразования, сжатия и разрежения, появления разрывов, полыней, трещин, раскалывание ледяных полей и т.д.

Существующий спутниковый мониторинг дрейфа ледового слоя не эффективен из-за редкого обновления.

У компании есть успешный опыт с использованием радиомаяков. В 2021 году ПАО «Совкомфлот» в морях восточной части Северного Ледовитого океана выставила 5 радиомаяков, передававших свои координаты в режиме, близком к реальному времени.

Компания стремится к развитию наработки. Для решения этой задачи предстоит создать оборудование, которое будет автономно передавать сигнал не менее 10 месяцев, весить не более 1 кг и устанавливаться с БПЛА на любые ледяные образования, даже на айсберги

Дроны предлагается задействовать и для организация лоцманской проводки в портах. Система «Дистанционный лоцман» может иметь несколько конфигураций, в зависимости от инфраструктурных возможностей порта.

Применение ИТ и телекоммуникаций для безопасного судовождения во льдах, использование «цифровых двойников» судов, элементов Е-навигации будут способствовать решению стратегических задач развития Арктической зоны РФ.

Для определения предельной нагрузки льда на корпус судна необходима система сбора информации о ледовом давлении и нагрузках на разные участки корпуса судов, а также о напряжениях из-за ледовых нагрузок. Эти напряжения система должна будет сравнивать с допустимыми, графически отображать процент загруженности критических участков корпуса судна на дисплее навигационного мостика и определять, какая скорость безопасна в данных ледовых условиях, каков запас прочности конструкции судна.

Такой инструмент расчета безопасной скорости при плавании во льдах поможет еще и оптимизировать расходы на строительство судов благодаря снижению расхода металла на укрепление тех участков их корпуса, которые не испытывают значительной нагрузки.

Мы стоим на пороге круглогодичной навигации по Северному морскому пути, в 2024 году планируется перевезти по СМП до 80 млн тонн. Достижению этих целей будет способствовать решение прикладных задач арктического судоходства.