Печать

Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева

Нашу страну в меридиональном направлении (Восток–Запад) «сшивают» в единую экономическую систему только два транспортных коридора – железнодорожный (Транссиб и БАМ) и Севморпуть. В Правительстве РФ недовольны темпами реконструкции Восточного полигона. Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что поручение Президента РФ фактически не исполняется. Первый этап реконструкции Восточного полигона железных дорог был завершен в 2022 году. Сейчас на объектах второго этапа наблюдается отставание по срокам. К третьему этапу — Владимир Путин требовал ускорить темпы за счет концессии — и вовсе не приступили.

Модернизация Транссиба и БАМа должна увеличить пропускную способность железных дорог. С переориентацией российских рынков на Восток она стала жизненно необходимой. Если в прошлом году грузооборот составил 144 млн. тонн, то в этом он увеличится до 158 млн. После реконструкции максимальные объемы перевозок выйдут на уровень 180 млн  тонн. Причем растут не только объемы, но и число новых пользователей инфраструктуры. Только в этом году их стало больше на 700 компаний. Для многих российских предприятий восточное направление стало практически безальтернативным в условиях санкций и закрытых европейских рынков. В настоящий момент БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности, в связи с чем решено определить приоритетность грузов и до завершения реконструкции Восточного полигона работать по этой схеме. В этой ситуации для грузов, не попадающих в перечень приоритетных для железнодорожных перевозок в направлениях Восток–Запад Севморпуть Безальтернативен и его ускоренное развитие имеет критически важное значение. 

Морские порты Арктического бассейна в январе-марте 2023 года продолжили медленное наращивание грузооборота. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года интегральный показатель вырос на 3,4% и составил 33 млн тонн. Рост наблюдается второй месяц подряд — в январе-апреле он увеличился на 2,8%. При этом арктические порты — аутсайдеры в списке пяти морских бассейнов России, у них самый низкий прирост. В целом грузооборот морских портов России за январь-апрель увеличился на 11,6%, объем морской перевалки по стране достиг 300,5 млн. тонн. Ключевым драйвером наращивания грузооборота в Арктике остается перевалка сухих грузов — 9,7 млн. тонн (+32,3%). Объемы перевалки наливных грузов продолжают снижаться —23,3 млн тонн (-5,2%), хотя темпы падения замедлились. Продолжает падать грузооборот порта Варандей (-18,8%), он составил 1,8 млн. тонн Отрицательная динамика также наблюдается у порта Сабетта (-2,6%), за январь-март там перевезли 9,6 млн тонн. 

Самое значительное падение грузооборота — у порта Архангельск (-38,5%). Однако при этом не стоит забывать, что у порта в целом незначительные объемы (0,58 млн. тонн), на фоне низкой базы любые изменения бьют по показателям. Сказываются и ограничения по ледовой обстановке Белого моря в конце зимы и начале весны, когда лед имеет максимальную толщину. Во второй декаде мая четыре грузовых судна практически одновременно вышли из Архангельска назначением в населенные пункты побережья Белого моря, сообщил региональный корреспондент Флагман-ньюс. За долгую зиму запасы всего необходимого для жителей селений, куда нет ни железных, ни шоссейных дорог, значительно поубавилось.

Судно-бункеровщик «Джамрат» отправилось в Мезень с грузом нефтепродуктов. Однако танкер встал на якорь, не дойдя 30 километров до порта назначения. Причина - навигационная обстановка в устье извилистой реки еще не выставлена. Это не стало препятствием для мелкосидящих барж и буксировщиков, пришедших за топливом с верховий. Один за другим барже-буксирные составы подходили к борту бункеровщика, принимали груз солярки и отправлялись к местам выгрузки. Уже завтра, 24 мая, сдав груз полностью, танкер «Джамрат» возвращается в порт Архангельск. Другой бункеровщик - «Грязовец», воспользовавшись долгосрочным благоприятным прогнозом, вышел назначением в селение Зимняя Золотица. Деревня находится на самом берегу моря, якорная стоянка здесь открыта всем ветрам. Развернув шланголинию от борта до береговых цистерн, экипаж «Грязовца» благополучно и без задержек сдал груз ГСМ получателю. Сегодня, 23 мая, бункеровщик вернулся в базовый порт.

На Соловецкие острова ушли сразу два судна. Небольшой теплоход «Даурия», принадлежащий Архангельскому водорослевому комбинату, обычно всегда первым в открывшуюся навигацию заходит на Соловки. Так и сейчас «Даурия» прибыл в гавань Благополучия, доставив в трюмах около 70 тонн груза. Это и продовольствие, и снабжение для промысловых участков водорослевого комбината. Вблизи Соловецкого архипелага находится несколько островных участков - Реболда, Жижгин, Большой и Малый Жужмуй, Муксолма, где в летние месяцы ведется заготовка водорослей. Как и в прошлые годы «Даурия», совмещая доставку снабжения и продуктов заготовителям и перевозку сухих водорослей в Архангельск на комбинат, попутно будет возить товары в магазины поморских селений - Пертоминск, Лопшеньга, Летняя Золотица.

Другое судно - буксир «Надир» вышло с караваном из груженой баржи и плавкрана. Баржа и плакран, как уже было несколько лет подряд, составят технологический причал, куда будут швартоваться сухогрузы и баржи со стройматериалами. Стройка на Соловках продолжается; это здание участковой больницы, это сеть водоснабжения поселка, это комплекс аэропорта. Кстати, буксир «Надир» уже прибвл в порт Архангельск, он готовится взять новый караван. А ему на смену к поселку Соловецкий отправился буксир «Беломорск» с груженой баржей.

Куда оптимистичней ситуация в  порту Мурманска — прирост на 12,7% (грузооборот 20,1 млн. тонн), в пользу порта играет высокая грузовая диверсификация. Белоруссия в лице Президента Александра Лукашенко подтвердила свои намерения относительно использования СМП. Республика по-прежнему планирует реализовать проект по строительству собственного порта в г. Мурманске и активизировать торгово-экономическую деятельность на Дальнем Востоке. Белоруссия намерена в дальнейшем увеличить объем своих товаров, поставляемых через российские порты и ориентироваться на рынок АТР. В условиях санкций, под которыми Россия и  Белоруссия, этот шаг представляется логичным. Кроме того, Беларусь тем самым поможет увеличить грузопоток по Севморпути и превзойти ранее намеченные плановые показатели.

До этого Белоруссия вывозила калийные удобрения и нефтепродукты в основном через порты в Прибалтике. При этом еще в августе 2022 года белорусская делегация обсуждала в Мурманске планы по организации перевалки белорусских удобрений через местный порт.

Мурманскую область и Республику Карелия посетила делегация Республики во главе с Премьер-министром Романом Головченко. Белоруссия называет партнерство с Россией стратегическим, но ограничена в логистических возможностях. Мурманская область может обеспечить ей круглогодичный выход на морские маршруты, включая Севморпуть. Показательно, что по итогам четырех месяцев 2023 года объемы перевалки белорусских грузов через порт Мурманск превысили 95 тыс. тонн. Это в три раза больше, чем за весь 2022 год. Белоруссия рассчитывает интенсифицировать перевалку экспортных грузов через порты Мурманской области. Сейчас на территории Кольского Заполярья реализуется проект терминала по перевалке калийных удобрений мощностью 5–7 млн. тонн в год, согласованный летом прошлого года.

В свою очередь, заинтересованность Белоруссии позволяет губернатору Мурманской области Андрею Чибису лоббировать совместные с белорусскими партнерами выгодные проекты в сфере строительства, торговли, транспорта, промышленной кооперации. Так, Белоруссия поставляет в регион дефицитные корма для предприятий аквакультуры, а также тяжелую технику. Объем взаимной торговли в первом квартале 2023 года составил около 77 млн. долларов и более чем в три с половиной раза превысил показатель за аналогичный период прошлого года. В условиях фактической блокады со стороны Европы укрепление торговых связей с дружественной страной может стать одним из ключевых факторов роста региональной экономики. Что касается визита в Карелию, то здесь тренды сотрудничества схожи — по итогам первого квартала товарооборот с этим регионом также уверенно вырос в 1,6 раза и достиг 27 млн долларов. Белоруссия реализует здесь проект по выпуску лесозаготовительной техники на базе совместного предприятия, а также инвестирует в сферу лесопереработки. Для главы Республики Карелия Артура Парфенчикова производственная кооперация региональной промышленности с белорусскими партнерами — способ снизить зависимость ведущих отраслей от западных технологий и обеспечить субъекту экономический суверенитет.