Митько А.В.   

Президент Арктической общественной академии наук

Правительство РФ уделило дополнительное внимание развитию Северного морского пути. Так, на посвященной этому вопросу стратегической сессии премьер Михаил Мишустин дал ряд поручений, касающихся вопросов мониторинга гидрометеорологической и ледовой обстановки, а также связи.

Поручено ускорить создание национальной системы дистанционного зондирования Земли для мониторинга льдообразования и ледовой обстановки на основе современной национальной космической спутниковой группировки, а также обеспечить устойчивую спутниковую связь выше 70-й широты.

Другим важным поручением стала задача по решению вопроса стабильности цен на ледокольное обеспечение проводки судов в акватории СМП Эта задача ляжет на «Росатом», который должен учесть мнение экспертов Совета участников судоходства по Севморпути.

Вопросы мониторинга являются для СМП наиважнейшими. Тем более, что, например, на текущий год прогнозируются сложности из-за накопления тяжелых двухлетних льдов. А без стабильных цен невозможны долгосрочные контракты на перемещение грузов по северной магистрали. Поэтому неудивительно, что именно эти вопросы Правительство сочло ключевыми, в связи с чем одно из них касается ускорения создания национальной системы дистанционного зондирования Земли для мониторинга льдообразования и ледовой обстановки на основе современной национальной космической спутниковой группировки.

Такая система обеспечит радиолокационное зондирование ледовой обстановки на всей акватории СМП в заданных параметрах. Над проектом будут работать «Росатом», «Роскосмос», Минпромторг и Росгидромет. Они же должны позаботиться:

- о предоставлении пользователям СМП качественных краткосрочных и долгосрочных гидрометеопрогнозов; 

- об обеспечении надежной и устойчивой спутниковой связи на территориях, расположенных севернее 70-го градуса северной широты, не покрываемых системой «Инмарсат».

Доклад о результатах этой работы будет предоставлен к 1 декабря 2023 года. Кроме того, в рамках ранее данных поручений «Росатом» и Минтранс при участии экспертов Совета участников судоходства по СМП должны предусмотреть соблюдение баланса интересов владельцев грузов, судовладельцев, операторов ледокольного флота при регулировании судоходства и ледокольного обслуживания в акватории Северного морского пути. Для повышения конкурентоспособности СМП «Росатому», Минфину, Минэкономразвития, Минвостокразвития и ФАС предстоит проработать вопрос стабильности цен на ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути. В этой работе также должны быть задействованы эксперты Совета участников судоходства по СМП.

Рост грузооборота в морских портах Арктического бассейна в текущем году ускорился, однако его темпы по-прежнему остаются самыми медленными среди морских портов страны. За первое полугодие текущего года этот показатель увеличился на 2%, в то время как в целом по стране рост составил +10,5%. Для сравнения: грузооборот Балтийского бассейна вырос на 5,2%, Дальневосточного — на 7,5%, Азово-Черноморского — на 21,2%, Каспийского, выступающего транзитным для международного транспортного коридора «Север-Юг» — на 38%. Грузооборот порта Мурманск составил 14,9 млн. тонн — это на 17,2% больше, чем в аналогично периоде прошлого года. Все остальные порты за период с января по июнь продемонстрировали снижение объемов грузооборота.

Если в 2022 году Арктический бассейн лидировал по приросту грузооборота морских портов, причем происходило это, преимущественно, за счет наливных грузов, то в текущем бассейн пребывает в аутсайдерах, а имеющийся минимальный прирост обеспечивает оборот сухих грузов, выросший на 17,2%, тогда как оборот наливных сократился на 3,3%. Тем не менее, в абсолютных значениях наливные грузы по-прежнему превалируют над сухими: 34,6 против 14,9 млн. тонн. С одной стороны, новости не слишком утешительные, поскольку сигнализируют о сокращении экспорта углеводородов. С другой — рост перевалки сухих грузов свидетельствует о росте завоза в Арктику товаров, а они, как правило, представляют собой стройматериалы для реализации проектов освоения макрорегиона

Правительство РФ намерено расширить утверждённую ранее программу судостроения. Российский премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что до 2035 года на верфях страны будет построено порядка тысячи судов, в том числе, класса «река-море». В том числе, как рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, в настоящее время готовится «дорожная карта» по проектированию полностью отечественного газовоза ледового класса. Количество таких газовозов будет зависеть от актуальной потребности перевозчиков. Строительство газовозов Россия уже успешно осваивает. Так, ССК «Звезда» в сотрудничестве с партнерами в настоящее время строит пять газовозов для ПАО «НОВАТЭК», а в будущем намерена построить ещё 10. В конце 2022 года сообщалось о строительстве «Звездой» 26 судов для Севморпути, с акцентом на танкеры-газовозы и танкеры-челноки проекта AST120K.

За первые 6 месяцев 2023 года были заключены контракты в общей сложности на строительство 719 судов, из которых 24,2% были балкерами, 23,09% - нефтяными танкерами (сырая нефть и нефтепродукты), 9,46% - контейнеровозы, 5,01% - LPG-танкеры и 4,31% - СПГ (LNG)-танкеры. Несмотря на то, что в заказах на 2023 год преобладали балкеры и танкеры, портфель заказов как на танкеры, так и на сухогрузы остается на исторически низком уровне на фоне неопределенности в отношении механизма перехода к чистой энергетике и роста цен на новострой. Вместо этого портфель заказов, по-видимому, эволюционирует и в значительной степени формируется (в денежном выражении) - высокотехнологичными заказами на СПГ-танкеры и контейнеровозы.

Портфель заказов на балкеры - продолжил сокращаться в 1-м полугодии 2023 г, и сейчас находится на историческом минимуме в 7,21% от мирового флота данного сегмента. Портфель заказов на контейнеровозы, который в настоящее время находится на историческом максимуме: 28,08% от общего мирового флота судов-контейнеровозов - продолжил увеличиваться в 1-полугодии 2023 г, несмотря на некоторое снижение контрактной активности. В настоящее время контейнеровозы строятся на 71 верфи в 7-ми странах мира. Движущей силой недавнего бума в сегменте судов-контейнеровозов - стало сочетание высокорентабельных рынков грузовых перевозок в 2021 году, которые были увеличены в первые месяцы 2022 года, и настойчивого желания ключевых игроков рынка заменить и обновить свой флот. Принимая во внимание, что условия активного одобрения проектов новых СПГ-терминалов отражаются на спросе на СПГ-тоннаж - растут и новые заказы на СПГ-танкеры.

АО «Совфрахт» успешно выполнило комплекс работ по консолидации и погрузке двух комплектов портальных кранов Liebherr LPS 420, общим объемом 6766 фрахтовых тонн на атомный контейнеровоз «Севморпуть», который вышел 24 июня 2023 года из порта Санкт-Петербурга в порт Восточный, говорится в сообщении компании. Это первый в 2023 году субсидируемый каботажный рейс на Дальний Восток, который реализуется в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Ожидаемое прибытие судна в порт выгрузки (порт Восточный) — 17 июля 2023 года. 

Начиная с 2016 года, когда атомный контейнеровоз «Севморпуть» обрел вторую жизнь после реновации, АО «Совфрахт» выступает постоянным его фрахтователем. В последнее время наблюдается существенный рост перевозок в Арктике. В 2022 году по Северному морскому пути было перевезено 34,1 млн. тонн грузов — плановый показатель перевыполнен на 2,1 млн. тонн. В 2023 году планируется доставить в арктические и дальневосточные регионы 36 млн. тонн грузов. Использование Северного морского пути открывает широкие перспективы к дальнейшему росту грузопотока, а привлечение к перевозкам атомного контейнеровоза позволяет продлить период навигации. Регулярная каботажная линия Санкт-Петербург — Дальний Восток по Северному морскому пути запущена в прошлом году, в период навигации 2022 года атомоход «Севморпуть» совершил два рейса, на 2023 год запланировано три рейса. Кроме того, расширится количество портов захода с 4 до 11.