Печать

Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС

Доклад на научно-техническом Совете Морской коллегии в апреле 2022 года

 

На заседании Морской Коллегии при Правительстве России 12.06.2006 г. было подчёркнуто, что сегодня более 40% объёма российской внешней торговли обеспечивают морские порты страны. Ежегодно возрастают объёмы перевозок по Северному морскому пути. Арктика становится объектом интересов многих государств, международных организаций, транснациональных корпораций. Прежде всего, благодаря большим запасам нефти и газа, разведанным полезным ископаемым, биологическим ресурсам. Однако главную роль играет географическое положение российского сектора Арктики, как региона способного в недалёком будущем создать стратегическое превосходство для геополитической выгоды России по реализации её национальных интересов в мире. Особое отношение к этому региону отражено в специальном разделе Федеральной целевой программы «Мировой океан». Реализация, которой должна обеспечить защиту интересов России в Мировом океане, раз¬вить ее научно-технический, экономический потенциал, укрепить политическую стабильность в мире, обороноспособность страны на морских и океанских направлениях.

Одним из основных условий укрепления позиции России в Арктике является социально-экономическое развитие этого региона. Сегодня, основой любых интеграционных процессов прибрежных районов стран мира, является формирование телекоммуникационной базы, основанной на создании подводных волоконно-оптических линий связи (ПВОЛС). 

С целью усиления роли России на международном рынке телекоммуникаций, возвращения Арктики в сферу её жизненных интересов, по заданию Минсвязи РФ в 1995-1997г.г. отечественными конструкторскими и проектными организациями при активном участии Центрального научно-исследовательского института связи была обоснована возможность строительства трансарктической линии связи. Однако реализовать разработки не удалось.

Предлагаемая сегодня отечественная концепция телекоммуникационного освоения Арктической зоны Российской Федерации позволит вернуть не только стратегическое влияние России в данном регионе, но будет способствовать, также, формированию высокотехнологичной базы будущей экономики нашей страны. Строительство трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи позволит привлечь к выполнению этой задачи не только ведущие предприятия страны, но и дать толчок к научным изысканиям в этой области, создавая отрасль высоких технологий гидросферы в России, наращивать её интеллектуальный потенциал. Использование в разработке, строительстве, эксплуатации и развитии подводных волоконно-оптических линий связи Арктики исключительно российских разработок, материалов, приборов, являющихся высоко конкурентоспособными, позволит решить не только отдельные экономические вопросы, но и способствовать решению геополитической задачи – формированию имиджа России, как страны высоких технологий, возвращения её лидирующей роли на мировой арене. 

Использование российских функциональных и конструктивных элементов ПВОЛС отечественного программного обеспечения даст возможность в будущем избежать научно-технической зависимости от иностранных транснациональных корпораций, реализовывать свою, независимую информационно-коммуникационную политику, исключить технический шантаж со стороны различных государств и их структур для получения стратегического превосходства и геополитической выгоды в Арктике. 

В случае же использования импортного оборудования, программного обеспечения при установке и эксплуатации в ПВОЛС может возникнуть реальная угроза воздействия на Россию со стороны стран-производителей при возникновении, на их взгляд, «непрогнозируемой ситуации» в регионе, а также реализоваться возможность сбора сведений в интересах различных ведомств их государств.

Концепция российского проекта предусматривает формирование нового облика ПВОЛС не только как линии связи, а как интегрированной среды сбора, обработки и передачи информации. Предлагается объединить функции связи, гидроакустики, гидролокации в одну многофункциональную систему, имеющую кабельную линию. Создание в Арктике единой государственной системы по контролю деятельности морских объектов и мониторингу состояния морской среды на базе современных гидроинформационных технологий позволит решать задачи в интересах различных заинтересованных ведомств и учреждений России. 

В основу концепции предлагаемой ФГУП НИИ «Атолл», ООО «НПЦ «Атолл 2», ОАО «НПП «Дальняя связь», ОАО НПП «Супертел », ЗАО«ОКС 01» и ЗАО «Связь Телеком Проект» положено обоснование возможности прокладки в ближайшие 3-4 года вдоль всего побережья Северных морей РФ первой отечественной  высокоскоростной  магистрально-распределительной, многофункциональной подводной волоконно-оптической линии связи связи протяженностью до 7000 км с формированием на ее основе подводной интегрированной среды сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающей привязку богатых полезными ископаемыми Северных районов к единой ТСС ВС РФ.

Реализация проекта позволит решить в Российском секторе Арктики ряд важных и экономически оправданных государственных задач:

• телекоммуникационное обеспечение акватории и побережья, включая весь Северный морской путь;

• организация магистральных каналов связи вдоль всего побережья Северных морей;

• обеспечение связью стратегически важных городов и населенных пунктов, расположенных вдоль сибирских рек (р.Обь, р.Лена, р.Енисей) путем прокладки в дальнейшем по их руслу подводных кабельных линий привязки;

• организация выделенных каналов связи, обеспечивающих управление в интересах различных ведомств и потребителей;

• создание единой системы сбора, обработки и передачи информации о подводной обстановке в интересах ВМФ;

• создание единой системы экологического и гидрометеорологического мониторинга;

• передачу информации в реальном масштабе времени в центральные пункты информации от научно-исследовательских и испытательных полигонов РФ.

Основанием возможности строительства в ближайшие годы Арктической ПВОЛС является:

• установка в 2003 году опытного образца ПВОЛС, без подводных ретрансляторов, протяженностью до 200 километров в акватории Финского залива -     Адмиралтейство-Кронштадт. Заказчик – Управление связи ВМФ. Головное предприятие- ОАО «НПП «Дальняя связь» г. Санкт-Петербург;

• наличие серийного отечественного производства подводного глубоководного оптического кабеля, подводных оптических муфт, усилителей для безтрансляционных ПВОЛС, установленной в 2005 г. между о.Сахалин и Советской гаванью (ЗАО «ОКС 01», ОАО НПП «Дальняя связь», ОАО «Оптическая связь»);

• наличие серийного отечественного комплекса оборудования и программного обеспечения, разработанного на базе новейших информационных технологий сертифицированного в ФСБ и МО РФ и применяемого в силовых ведомствах, в том числе обеспечивающего закрытие каналов управления от внешних компьютерных атак и криптозащиты информации (ОАО НПП «Супертел»);

• создание в 2006 году ЗАО «СвязьТелекомПроект» г. Санкт-Питербург - компании ведущих отечественных производителей коммутационного оборудования для осуществления управления  телекоммуникационными проектами (ЗАО «ОКС 01», ОАО НПП «Супертел », ЗАО «Пластком», ООО «НПЦ «Атолл 2»);

• положительные результаты испытаний систем сбора и обработки информации на ПВОЛС о морской обстановке, проведенных ФГУП «НИИ «Атолл» - головной разработчик и исполнитель (г. Дубна Московской обл.) в интересах ВМФ РФ на Баренцевом и Черном морях;      

• установка в 2006 году на позицию в рамках ОКР «Северянин» основной части единой системы сбора, обработки и передачи информации о подводной обстановке по ПВОЛС ( ФГУП «НИИ «Атолл» головной разработчик и исполнитель)  и дооснащение  в 2007 году на базе оборудования, разработанного совместно с ОАО НПП «Дальняя связь», ОАО НПП «Супертел», в интересах ВМФ РФ и других заинтересованных операторов;

• положительные результаты выполненной научно-исследовательской работы «Полюс», по обоснованию возможности создания подводного кабелеукладчика на базе АПЛ типа «Барс» (заказ Министерства связи РФ).

Для реализации проекта создания отечественной ПВОЛС необходимо решить задачи по:

1. заглублению подводных кабельных линий на глубину 1,5-2 м, как средство защиты от повреждения подводных линий от рыболовецких тралов и диверсионных действий противника. При этом, использовать опыт Российских телекоммуникационных компаний «Ростелеком», «Транстелеком» по привлечению к прокладке и заглублению линий зарубежных копаний невозможен, так как раскрывается трасса прохождения линии, что неприемлемо для решения задач ВМФ. Кроме того, стоимость фрахта такого судна за 1 сутки составляет около 50 тыс. долл.;

2. приобретение в ближайшие 3-5лет импортных кабельных судов. В настоящее время по имеющейся информации продаются такие суда с небольшим сроком эксплуатации. Или строительство двух отечественных кабельных судов с заглубителями для Северного и Тихоокеанского флотов обеспечит решение задач по комплексам освещения подводной обстановки и комплексам связи ВМФ.

Наличие у государства подобной системы, позволит значитель¬но повысить:

- качество, обеспечения различных видов деятельности в Мировом океане;   

- эффективность управления деятельностью по изучению и использованию его ресурсов;

- усилить контроль за состоянием океана и различных объ¬ектов в его районах, в том числе за развитием экологических ситуаций;

- обеспечит возможность взаимного обмена информацией между различными ведомствами на регулярной основе, а также позволит избежать параллелизма и сократит затраты при создании отдельных информационных подсистем.

Необходимо особо отметить, что в последнее время начали проявлять большую активность в деле телекоммуникационного освоения Арктического региона России иностранные инвесторы или российские фирмы, представляющие их интересы на нашем рынке. Преследуя собственные коммерческие и иные интересы, они снижают экономическую эффективность проекта, не учитывают его оборонно-стратегическое значение. В Российской экономической зоне Арктики иностранным инвестором, интересы которого представляет ЗАО «Поларнет-Проект» уже проведены инженерно-геологические изыскания по предполагаемой трассе ПВОЛС, которую они планируют проложить от Норвегии до Аляски, в течение ближайших 3 лет. Но, до сих пор, не до конца оценены последствия данных действий.

Данная линия связи пройдёт вдоль полигонов боевой подготовки надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации Северного и Тихоокеанского Флотов, а также на путях развёртывания сил ВМФ в угрожаемый период, что может быть использовано в интересах иностранных государств и приведет к:

1. снижению скрытности сил флота, раскрытию системы их развёртывания, включая ядерные силы сдерживания, находящиеся на атомных подводных ракетных крейсерах стратегического назначения;

2. раскрытию тактики применения сил и средств ВМФ в тех или иных ситуациях, в ходе отработки их действий на учениях и тренировках в море;

3. определению тактико-технических данных и характеристик образцов нового оружия и техники при проведении его испытаний и учений, тактики и порядка применения;

4. снижению эффективности прикрытия своих сил от ударов на приморских направлениях;

5. вскрытию надводной и подводной обстановки в районах действия наших сил, что может свести на нет предпринимаемые меры по противодействию надводным кораблям, подводным лодкам противника в Арктике;

6. увеличению дальности обнаружения целей иностранными АПЛ в районе ПВОЛС, и повышению ими качества классификации и принятию решения на уничтожение в угрожаемый период, а также увеличит точность сопровождения в мирное время отечественных подводных лодок;

7. повышению скрытности атомных подводных лодок иностранных государств, несущих постоянное боевое дежурство в Российском регионе Арктики в немедленной готовности для нанесения ядерных ударов по целям на территории России и уничтожения наших сил на путях их развёртывания;

8. контролю переброски сил и средств на испытательный полигон Новая Земля.

Это только основные оборонно-стратегические последствия возможных действий со стороны иностранных инвесторов при осуществлении ими арктического проекта «Поларнет». В своё время подобные последствия уже возникли в практике действия ВМФ СССР, после введения в действие американской стационарной гидроакустической системы «SOSUS», что повлекло создание мощного противолодочного рубежа на линии Фарерские острова – Исландия. На длительное время это создало значительные трудности по доступу наших подводных лодок в Атлантический океан.

Если Арктическая ПВОЛС России будет проложена силами и средствами иностранных инвесторов, то основной геополитический и экономический ущерб будет нанесён России при осуществлении ими постоянного мониторинга (экономического шпионажа) на протяжении всего Северного морского пути. Его сквозной контроль позволит вести точный учёт всех наших перевозок, что повысит эффективность оценки нашими иностранными государствами экономических возможностей Арктики и прибрежных районов Сибири. 

Учитывая государственный масштаб данного проекта, его геополитические последствия предлагаем, для создания Российской Арктической интегрированной подводной волоконно-оптической линии связи:

1. поддержать строительство первой отечественной волоконно-оптической многоцелевой подводной линии связи в акватории Северных и Восточных морей;

2. объединить усилия научно-исследовательских, проектных, строительных предприятий, организаций, заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации; 

3. учитывая все возрастающей международную конкуренцию за ресурсы и пространства Арктики рассмотреть вопрос об образовании акционерного общества, при 100% государственном участии, или научно-производственного холдинга, как государственной компании;

4. решить вопрос приобретения или строительства кабельных судов;

5. оказать содействие в привлечении отечественных инвесторов РФ, средств нефтяных и газовых компаний для финансирования проекта создания арктической ПКЛС, приобретению кабельных судов и строительству подводного кабельного судна.