Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС

Это одно из направлений сотрудничества Поморья и Северной железной дороги. 

10 июля в г. Ярославль состоялась рабочая встреча начальника Северной железной дороги Рашида Сайбаталова и первого заместителя губернатора Архангельской области Алексея Алсуфьева. Региональные власти и железнодорожники обсудили сотрудничество в развитии транспортной системы Поморья в связи с перспективами увеличения грузопотока. 

Северная железная дорога (СЖД) на территории региона уже реализует программу развития железнодорожных подходов к портам Северо-Запада России, рассчитанную до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Для пропуска грузопотока железнодорожники реконструируют ряд станций и выполняют работу по усилению земляного полотна на участке Обозерская — Маленга. В Архангельской области проводится реконструкция крупной узловой станции Коноша и модернизация электрических тяговых подстанций. 

Развитие железнодорожного транспорта в Архангельской области будет учитывать и перспективы перевозок по Северному морскому пути, в том числе рассматривается строительство железнодорожной ветки от одной из станций Архангельского железнодорожного узла до нового морского терминала, который планируется построить до 2035 года, сообщили в пресс-службе СЖД. 

Взаимодействием с грузоотправителями для подтверждения наличия грузовой базы, необходимой для новых мощностей порта и железной дороги, будет заниматься специально созданная рабочая группа из представителей правительства Архангельской области, транспортно-логистических компаний и СЖД. 

Строительство нового морского терминала в порту Архангельск — масштабный проект, значимый не только для региона, но и в целом для российской транспортной отрасли. Для его реализации необходима высокая степень вовлеченности и комплексный подход со стороны всех заинтересованных участников, — отметил начальник СЖД Рашид Сайбаталов.

Одно из ключевых положений Комплексного плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года — это строительство глубоководного порта Архангельска. Мы сейчас формируем соответствующий мастер-план, который будем защищать в конце этого месяца, — сказал первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев. В настоящее время имеется подтвержденный объем груза — 20 миллионов тонн на долгосрочную перспективу. В целях перевозки такого объема груза необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры.

Строительстве нового глубоководного района морского порта, предусмотрено Комплексным планом развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, утвержденным Распоряжением председателя Правительства РФ Михаилом Мишустиным в сентябре 2023 года, ориентировочная мощность которого составит более 25 млн. тонн в год. 

Ранее стало известно о старте маршрута «Арктический экспресс № 1»: он предназначен для ускорения и оптимизации грузоперевозок между Россией и Китаем. «Арктический экспресс № 1» свяжет с портом Архангельск по Северному морскому пути основные порты Китая Шанхай и Нинбо. По прибытии в столицу Поморья грузы будут доставляться по железной дороге в  гг. Москва и Санкт-Петербург. 

В прошлом году был отправлен первый за последние 10 лет прямой рейс из порта Архангельск в порт Шанхай по Севморпути с пиломатериалами в контейнерах. В планах китайского перевозчика NewNew Shipping Line на навигацию этого года — 10–12 таких судозаходов, что обеспечит регулярность экспортно-импортной контейнерной линии между Россией и Китаем. 

Для достижения этих целей в мае 2024 года между Правительством Архангельской области, компанией «Торгмолл» и Архангельским морским торговым портом было подписано соглашение, предусматривающее увеличение объема контейнерных перевозок через Северный морской путь из порта Архангельск, а также создание благоприятных условий для обеспечения перевалки и перевозки грузов из морского порта Архангельск по Севморпути для всех участников перевозочного процесса, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области. 

Ранее гости из Китая познакомились с возможностями Архангельского порта. Помимо прочего, обсуждались вопросы организации контейнерных перевозок в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в порт Далянь. Первый в этом году каботажный рейс по Севморпути отправится из порта Архангельск 23 июля: он пройдет до порта Петропавловский-Камчатскоий через порты Певек и Магадан. В навигацию 2024 года планируется осуществить три таких рейса. 

Программа субсидирования каботажных перевозок через Севморпуть между портами Северо-запада России и Дальнего Востока стартовала в 2022 году. За первый год было выполнено два круговых рейса, в 2023 году — три. В 2024 году также запланировано три рейса. За это время перечень портов, в которые возможен субсидируемый судозаход, был расширен с 4 до 14. Рейс из порта Архангельск будет выполнен в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Рейс пройдет в благоприятный для судоходства период летне-осенней навигации с августа по октябрь. 

Порт Архангельск получил статус порта отправления для перевозимых по Севморпути грузов. То есть теперь его услугами могут воспользоваться участники программы субсидирования каботажных перевозок по Северному морскому пути. Кроме того, участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта. В порту Архангельск будут созданы терминалы для транспортировки грузов по Севморпути. Логистические терминалы предназначены также для транспортировки грузов автотранспортными предприятиями Арктической зоны России.