Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС
Китайские суда для перевозки генеральных грузов нашли новый способ обойти проблемы Красного моря — отправиться в рейс по СМП.
Суда Xin Xin Hai 1 и Xin Xin Hai 2 компании New New Shipping отправились по оттаивающему СМП, судоходство по которому в летние месяцы возможно с помощью ледокола.
Но ученые утверждают, что изменение климата и таяние ледяного покрова вскоре сделают возможным использование этого прохода в течение всего года.
Путь из Китая в Северную Европу составит около 13 000 км, что значительно меньше 20 000 км маршрута через Суэцкий канал и примерно в два раза меньше расстояния, необходимого для обхода мыса Доброй Надежды.
Сокращение расстояния, вероятно, даст судоходным линиям возможность конкурировать с более быстрыми видами транспорта.
Однако это не означает беспроблемного арктического плавания для большинства контейнеровозов.
Для использования в этом регионе судам потребуются ледостойкие корпуса, поскольку даже использование канала за ледоколом требует, чтобы корпуса судов были способны отбиваться от небольших плавучих льдин.
Кроме того, европейским контейнерным линиям придется решить, насколько им нравится политическая деликатность, связанная с СМП.
Маршрут опирается на российские поисково-спасательные службы при транзите судов, и ожидается, что Российское Правительство вложит в него $7,7 млрд.
Транссиб, по которому китайские поезда следуют транзитом в Европу, — один из маршрутов, где целесообразность взяла верх над политикой. Но пока неясно, удастся ли повторить это в судоходстве.