Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук,
доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ
Одна из рабочих групп Арктического совета пришла к неожиданным выводам. Оказалось, что парафиносодержащие присадки, добавляемые в топливные смеси, чтобы уложиться в требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ (чтобы топливо формально не считалось тяжелым), могут изменять в худшую сторону свойства такого топлива при попадании в холодную воду.
Запрет на тяжелое топливо продавливали под маркой возможного повышенного вреда при его разливе по сравнению с дизельным топливом. И вот теперь оказывается, что новые хваленые экологичные смеси, как прямо заявляется в Арктическом совете, могут оказывать гораздо большее негативное воздействие на морскую среду, чем топливо, попавшее под запрет.
Никогда такого не было. То борются с серой, а потом пытаются победить последствия борьбы с серой.
Очередное подтверждение, что разработка норм регулирования в области охраны окружающей среды требует комплексного подхода и проработки обоснования. Одни красивые лозунги и популизм до добра не доводят.
Конец августа оказался богат на интересные новости, связанные с экологическим регулированием судоходства. Топливные смеси для арктических вод, которые оказались потенциально вредными, чем запрещенный мазут.
В феврале 2024 года кадровики японской корпорации IHI – крупного производителя технологичного оборудования, включая судовые двигатели, проводили рутинные интервью с сотрудниками в рамках текущей работы по «улучшению корпоративной культуры». Один из интервьюируемых пояснил, что показатели расхода топлива на производимых судовых двигателях оказывается занижались в официальных документах по сравнению с фактическими результатами испытаний. Расход топлива важен, среди прочего, для целей расчета выбросов окислов азота - NOx и определения соответствия двигателю применимым требованиям Международной организации мореплавания ИМО по предельному содержанию NOx.
В ходе допросов сотрудников подтвердились несколько десятков случаев, когда показатели расхода топлива на поставленных дизельных двигателях были изменены с тем, чтобы обеспечить соответствие требованиям по NOx.
Информация дошла до властей Японии, которые поручили провести аналогичные мероприятия в других компаниях-производителях двигателей. 21 августа на сайте KAWASAKI HEAVY INDUSTRIES появился пресс-релиз. В документе отмечается, что в ходе внутреннего расследования вскрылись факты манипуляций при сертификации аж 673-х двухтактных двигателей в период с 2020 г. Компания, конечно, обещала выяснить причины такого неразумного подхода и провести воспитательную работу.
Таким образом, несколько сотен судов с японскими движками, которые по выбросам окислов азота не соответствуют требованиям Кодекса NOx. Вероятно, слово теперь за государство флага, которые должны предложить схему, позволяющую избежать дорогостоящего переоборудования судов. В компании KAWASAKI видимо готовятся принимать судебные иски, а по японскому морскому машиностроению в целом нанесен серьезный репутационный удар.