Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук,
доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ
Не было не только нового председателя морской коллегии РФ – Николая Патрушева, который как мы помним, начал свою работу с совещания именно по СМП и Арктике.
Не было Серея Франка - Председателя Совета участников судоходства по Севморпути. Хотя бессменный участник всех флагманских логистических инициатив последнего времени – Игорь Левитин, был.
А также был и главный, и возможно единственный теперь, спонсор СМП – глава Росатома Алексей Лихачев.
Про частных инвесторов, о необходимости которых для СПМ настойчиво говорил Кирилл Дмитриев (РФПИ) так же речи не шло.
Ни представителей компаний Норникель, ни НОВОТЭК, ни СУЭК на сессии не было. С другой стороны, санкции стали касаться не только компаний, но и самих проектов в СМП, как например Арктик СПГ-2.
Это создает значительные сложности для бизнеса и транспортного коридора в целом, возможно поэтому, лишний раз конкретные проекты лучше и не показывать.
Интересный состав иностранных спикеров:
От Индии Бриджиндер С. Содхи — военно-морской атташе.
От Японии Сакико Хатайа — научный сотрудник, Научно-исследовательский институт океанической политики.
От Китая Фан Юсинь —New Shipping Line.
То есть от наших основных партнёров по коридору – от Китая – бизнес представительница, а от Индии, где мы сотрудничаем больше в части экологии по СМП, наоборот, официальный представитель страны, да еще и военный. Прибыла даже представительница Японии, которая всячески подчеркивала свою неофициальную миссию, но это видимо -для слушателей из госдепа, мы то понимаем, где, кто и зачем ходит строем и по приказу
В целом тон разговора был доктринально, бравурный.
Господин Лихачев поделился метафорой о том, что геополитическая обстановка в логистике СМП ставит нас в роль школьника, которого по дороге в школу преследуют вымогатели мелочи.
И по мнению спикера, такая ситуация не повод отступать, а напротив -причина искать решения.
Принципиально, становится понятным, что развитие СМП потребует все большего финансирования государства, при этом роль компании Росатом, как безвозмездного спонсора проекта исключается.
Общий план инвестиций составит, по словам спикеров, 2 трлн. руб. до 2035 года.
Пока отчетные работы по СМП сомнительны, с какой бы радостью о них не говорили ответственные лидеры, и связны они с развитием каботажных перевозок + 10 тыс. тонн в год и планами до 20 тыс. и уже трем судам в год.
Другой условно-сомнительный успех, в том, что сейчас перевозок больше, чем в Советском Союзе (36 млн. тон в 2023 году). При том, что базовый правительственный плана предполагает рост в этом году 90 млн. тонн.
В целом, конкретных решений не много, позитив Росатома и советника Президента России вдохновляют, но пока мало чем аргументировано убеждают в светлом и процветающем будущем российского СМП.