Митько А.В.
Арктическая общественная академия наук,
Всероссийский научно-исследовательской институт метрологии имени Д.И. Менделеева,
Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС,
Руководитель Министерства развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал Президенту России Владимиру Путину о текущем состоянии дел с Северным завозом. Из слов министра следует, что принятие нового федерального закона благотворно повлияло на процесс. Сейчас действие документа затрагивает 21 регион.
В состав перечня грузов жизнеобеспечения входит 1489 наименований товаров, все они получили приоритет при транспортировке, что значительно позволило ускорить доставку. Еще одним плюсом стало долгосрочное планирование северного завоза сроком на три года. В 2024 году объем северного завоза составляет 4 млн тонн, из которых 85% приходится на грузы жизнеобеспечения. Уже завезено 2,9 млн. тонн. До декабря будет доставлено еще 1,1 млн. тонн грузов, в основном - топливно-энергетические ресурсы и ГСМ.
К явным плюсам можно отнести и определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Она включает 346 объектов, в том числе 148 автомобильных дорог, 129 ж/д станций, 21 морской порт, по 15 речных портов и аэропортов. Уже с 2026 года содержание этих объектов будет идти за счет федерального бюджета. К числу позитивных кейсов Алексей Чекунков отнес пилотное соглашение между Минвостокразвития, Чукотским автономным округом и компанией Росатом о реализации в 2025 году проекта по доставке грузов. Речь идет о едином морском операторе северного завоза. Также идет работа по созданию ФГИС мониторинга северного завоза. Она позволит автоматизировать существующие процессы.
Очевидно, что работа по повышению эффективности Северного завоза будет продолжаться Министерством и в дальнейшем. Уже первые предварительные результаты демонстрируют, что был достаточно выбран правильный вектор.