Митько А.В.
Арктическая общественная академия наук,
Всероссийский научно-исследовательской институт метрологии имени Д.И. Менделеева,
Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС,
В текущих геополитических условиях значение транспортного коридора на Севере многократно возросло на фоне постоянных атак хуситов, угрожающих судоходству через Суэцкий канал. Такой точки зрения в частности придерживается аналитическое агентство GIS Reports.
Кроме хуситов, которых не удается нейтрализовать уже продолжительное время, необходимо учитывать и позицию Китая, который явно стремится использовать географическую выгоду от наиболее короткого маршрута из Европы в Азию. Потенциально СМП нужен Китаю и как альтернатива на случай морской блокады Моллукского пролива при ухудшении отношений с США, в том числе из-за спора вокруг Тайваня.
Европейские эксперты отмечают также и климатические изменения, позволившие значительно расширить сроки навигации по Севморпути, укрепив его логистические преимущества над конкурентами.
В условиях санкционного давления на Россию путь на север пока закрыт всем представителям недружественных стран, а вектор сотрудничества все более явно смещается на восток и юг. Кроме КНР явно заинтересована в освоении СМП Индия и ряд стран Ближнего Востока. Россия же продолжит развитие водной магистрали на севере как национального транспортного коридора.