Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ
Росатом сократил целевые планы реализации проекта СМП минимум на 20% к 2035 году, и на 30 % к 2031.
В 2024 году, то есть уже по факту совершенных действий, объём сократился от плановых показателей более чем в два раза – было в планах на 2024г - 90,1 млн. тонн, будет - 36,3 млн. тонн.
Напомню, Распоряжение Правительства РФ под номером 2115-р за подписью премьера Михаила Мишустина, утвердило новый план развития СМП до 2035 года, было спешно переработано и подписано 1 августа 2022 года, то есть формально уже после начала СВО.
Цель оперативного переутверждения дорожной карты по СМП была в том, чтобы зафиксировать бюджет проекта в размере 1,4 трлн. руб. и не допустить инсинуаций на тему неактуальности проекта или его бюджета из-за СВО.
В итоге поспешно утвержденная программа проекта СМП стала рассыпаться практически сразу, возникли ограничения по строительству судов ледокольного класса (которое изначально планировалось в недружественной в Корее), трудности в работе навигационных систем и запуске спутников в срок, с вводом ледоколов…. А главное, посыпались и самими грузы: в частности, на нефть Восток-Ойла с крупнейших месторождений региона - Ванкорского, Пайяхского и Западно-Иркинского, или на уголь Сарыдайского месторождения - расчета было мало, а вот на объёмах СПГ держался весь проект. Тем более, когда речь пошла о смене газопроводного топлива для Европы на СПГ. Но примерно через год после начала СВО, ключевые проекты СПГ в Арктике стали предметом отдельных, уже адресных санкций.
Далее, целевые показатели СМП пытались реанимировать за счет включения в его периметр неарктических портов, например -Мурманск, и даже Усть-Лугу. А то, что раньше планировалось- трансконтинентальный контейнерный транзитный поток (Китай-Европа-Китай), и цель была - 10 млн. тон в 2030 год, уже подменили внутрироссийскими перевозками контейнеров по маршруту Россия-Китай. Но и это не помогло, контейнерный даже а-ля транзит по-прежнему остается ничтожно мал.
С другой стороны, похоронить логистические надежды по СМП означает для Росатома потерпеть фиаско и полностью потерять бюджет проекта. При том, что мы находимся в моменте большой дележки пирога нацпроектов России. Неудивительно, что Росатому лучше подвинуть цели вправо, а не расписаться в беспомощности, в крайнем случае сократить бюджет, а не полностью потерять «все, что нажито непосильным трудом».
Но парадокс в том, что на СМП нельзя смотреть просто как на новый логистический маршрут, который можно, как другие долгострои, бесконечно то начинать, то вновь заканчивать ( как тот же МТС Север-Юг). На СМП подвязаны наши более значимые стратегические, оборонно-значимые и геополитические смыслы, которые относятся к теме Арктики.
В Арктике нашего дефолта ожидают не только «прежние партнёры», как называет запад наш Президент, но и некоторые «новые друзья» могут воспользоваться нашей слабостью и прибрать к рукам, то что плохо лежит или плохо нами защищается.
Когда мы готовили наше большое исследование по СМП в трех частях (смотрим здесь), мы не только предсказали, то что произошло сегодня с объёмами перевозок, добычей, планами и технологиями, но и задумались - что можно делать, что бы сохранить наши совершенно закономерные притязания на Арктику с учетом всех геополитических обстоятельств и прогнозов.
❗️Наше предложение - сделать логистику частью большого проекта Арктика- Геополитика, перестать рассчитывать на завиральные грузопотоки, типа СМП - это второй Суэц или хоть какая-то его альтернатива. И реализовать весь проект, включая логистику за счет бюджета нацпроектов Безопасность, Геополитика, Обороноспособность .. а уж грузы, свои или партнерские, а так же транзитные, потихоньку подтянутся сами!