Митько А.В Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Экс-главком вооруженных сил НАТО в Европе Джеймс Ставридис поделился трехэтажным этапным планом по остановке «теневых» нефтяных танкеров России.
Не секрет, что за счет ввода санкций против нефтегазового сектора, Запад надеялся добиться относительно быстрого и разрушительного эффекта для Российской экономики. К счастью, им этого не удалось. Российский бизнес быстро отреагировал на проблемы, связанные с экспортом углеводородов, и особенно нефти. В частности, в ответ на жесткие логистические санкции российский нефтяной бизнес ответил использованием так называемого «теневого флота», который состоит из танкеров для транспортировки нефти и газа в Китай, Индию и страны Юга. В целом, США, Великобритания и ЕС ввели санкции против более чем 70 отдельных танкеров. Но, по данным экспертов издания, не менее трети из них по-прежнему перевозят нефть покупателям.
Очевидно, что само применение таких санкционных ограничений проблематично: море огромно, и в любой момент десятки тысяч коммерческих судов бороздят океаны. Суда отключают свои транспондеры (AIS), которые контролируются глобальной сетью движения судов (VTS) и становятся трудноуловимыми Кроме того, контроль часто осуществляется военными кораблями, которые не особенно предназначены для столкновения с коммерческими судами. В итоге Джеймс Ставридис считает, что необходимо сосредоточить усилия по трем направлениям для более жесткого выполнения логистических морских санкций: Первое — это усиление внимания разведки к процессу транспортировки на всех этапах — от отправки до прибытия.
«Нам нужны более активные общие усилия, чтобы составить уточненный список судов теневого флота.
Искусственный интеллект уже демонстрирует возможности в этой области, оценивая спутниковые снимки».
Следующий шаг по Ставридису — назвать, опозорить и оштрафовать.
По его мнению, странам, предоставляющим так называемые «удобные флаги», — таким как Барбадос, от которого в торговле участвует более десятка судов — следует пригрозить вторичными санкциями. Штрафы могут быть наложены через Международную морскую организацию ООН или напрямую взиматься США, Великобританией и ЕС. Третья и самая радикальная идея эксперта: западные военные должны рассмотреть возможность высадки, захвата и конфискации судов.
«Морские котики» ВМС США, специальная лодочная служба Королевского флота и подобные подразделения — могут выполнять эти задачи открыто или тайно.
Корабли конфискуются и хранятся в западных портах до суда, после которого можно будет их продать вместе с грузом. То есть, как мы можем заметить, события в части казалось бы экономической санкционной политики развиваются, можно сказать, "по классике".