Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Судя по всему, инвестиционный бюджет национальных проектов, начинает иметь определённое значение. Во-первых: завершается этап утверждения Национальных проектов и их бюджетов. Во-вторых: между самими проектами нарастает конкуренция за инвестиции. И в-третьих: стоимость средств приобретает все более важное значение.
У конкурирующих проектов в логистике стали вырисовываться свои сторонники и лоббисты. Такая тема как строительство Северо-Сибирской железной дороги имеет непосредственное отношение не только к конфигурации Российского транспортного коридора Восток-Запад, но и к выбору распределения средств внутри Нацпроекта «Транспорт».
Президент России поручил кабмину России совместно с Правительством России Кемеровской области, Российской академией наук и РЖД рассмотреть возможность ее строительства.
Работы по проектированию Северо-Сибирской железной дороги, сегодня оцениваются в сумму около 150 млн. рублей. Проектирование может занять порядка двух-трех лет, сообщает ассоциация "Сибирское соглашение".
Проект Северо-Сибирского транспортного коридора соединяющий Ханты-Мансийский автономный округ с БАМом. С учетом прохождения пути, в том числе через ХМАО, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область. На втором этапе предполагается выход Севсиба на Севморпуть.
Далее ветка Кызыл- Курагино соединяющая Туву с Красноярским краем и далее с выходом на Урумчи (Монголия), и затем на западный Китай. Смелые аналитики видят в этом проекте так же транзитный потенциал с выходом через западный Китай на Пакистан. И связку со знаменитым китайско-пакистанским экономическим коридором с финишем в пакистанском порту Гвадар в Персидском заливе, мощностью до 400 млн.тонн в год.
В целом, ветка позволяет улучшить нашу ставшую уже традиционной новую парадигму логистики - с Запада на Восток, где основные экспортные сырьевые потоки со всей России перенаправляются на Восточные рынки, проходя по БАМу и Транссибу.
Альтернативой являются так называемые меридианные проекты вроде Северного широтного хода и других. Они, наоборот, позволяют разгрузить восточную железнодорожную магистраль и перенаправить грузопотоки с наших сибирских месторождений на Северный морской путь. Как известно, активным поборником именно такого пути стратегического развития российской логистики выступает советник Президента России – Игорь Евгеньевич Левитин.
Таким образом, в условиях экономии средств широтные и меридианные проекты развития жд инфраструктуры России можно назвать конкурирующими. Так же конкурировать вероятнее всего станут крупные дорогостоящие проактивные инфраструктурные проекты вроде третьей очереди Восточного полигона, и проекты технологического развития дальневосточной логистики - типа строительства Северо-Сибирской железной дороги.