Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
До зимы — шесть недель. Финальные показатели северного завоза стабильны, объемы погрузки превышают прошлогодние показатели. Так, за сентябрь в арктические регионы отправили более 4,5 млн тонн топлива, продовольствия и других грузов.
Рекордный прирост отправок зафиксирован в Мурманскую область, которая является крупным логистическим хабом для северного завоза — показатель вырос на 273,2%. Доставленные в регион грузы в основном перебрасываются по СМП в другие арктические субъекты.
На 100% выполнен план северного завоза в Якутию — последний танкер разгрузили 20 октября. Всего было доставлено 144 299 тонн нефтепродуктов. Также в период навигации завезено 2 740 тонн продовольственных товаров.
Завершается северный завоз на Чукотку — заключительный рейс стартовал 13 октября, приход контейнеровоза ожидают в ближайшие дни. Всего было перевезено порядка 1 200 TEU контейнерных грузов, а также свыше 700 тонн продуктов и строительных материалов.
Полностью завершена доставка топлива в Ненецкий автономный округ. Всего энергоресурсами обеспечили 32 поселка. Последним населенным пунктом, который получил уголь и топливные брикеты на зиму, стал Нельмин-Нос.
В Архангельской области программа северного завоза выполнена на 90%, на сегодня доставлено 14,6 тысячи тонн угля и 11,6 тысячи тонн дизельного топлива. Все мероприятия планируется завершить до конца октября.
Предварительный вывод — арктические регионы и федеральные ведомства после неудачного прошлого сезона провели работу над ошибками. С момента вступления в силу в апреле закона «О северном завозе» в Арктику завезли на 1,1 млн тонн грузов больше, чем в прошлом году.
В следующем году стартует реализация пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку с участием единого морского оператора северного завоза — «Росатома». Разрабатывается проект уникального судна снабжения, создается информационная система мониторинга северного завоза.
В рамках нового закона продолжается системная работа по дальнейшей настройке программы. В частности, определена опорная транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза, в которую вошло 346 объектов. Напомним, с 2025 года они будут финансироваться из федерального бюджета.