Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Ленский мост в Саха (Якутии) будет первым вантовым мостовым переходом, построенным в условиях вечной мерзлоты. Похожие по конструктиву мосты возведены через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке.
Проект разработан с учётом особых условий строительства и эксплуатации: низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов на Крайний Север.
«Мы начинаем то, чего никто в мире ещё не делал. Уверен, что за ходом строительства с интересом будут наблюдать не только на Дальнем Востоке, но и во всей России и дружественных странах. Мы как инвестор и концессионер проекта осознаём высокую ответственность, сложность и сжатые сроки строительства. Поэтому все имеющиеся компетенции и ресурсы Группы «ВИС» будут вовлечены в этот проект. Уже летом начнутся работы в русле реки», – подчеркивал председатель Совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов в ходе церемонии заливки первой буронабивной сваи под опору Ленского моста.
Ленский мост будут удерживать 3 пилона высотой от 194,5 до 284,5 метров. Длина моста составит 4,6 км, а общая протяжённость автодороги с двумя подъездами – 14,5 км.
Как сообщил Глава Саха (Якутии )Айсен Николаев на «Прямой линии», в этом году планируется установить до 50 буронабивных свай диаметром 1,5 метров под эстакаду левобережной части моста. Минимальная глубина заложения свай в зависимости от геологических условий составляет 10 метров, максимальная – 39,5 метров, это высота 11-этажного дома.
В целом проектом предусмотрено 26 опор: три в русловой части, остальные на автомобильных подходах на обоих берегах реки. Количество буронабивных свай под опоры варьируется от 18 до 32 штук в сухопутной части и от 102 до 208 – в русловой. Длина свай составит от 10 до 40 метров, диаметр – 1,5 метра. Самую большую опору моста предстоит возвести для центрального пилона. Для её строительства потребуется 208 свай и более 10 000 кубометров бетона.
Автомобильный мостовой переход будет двухполосным с расчётной пропускной способностью 5300 автомобилей в сутки. Это масштабное инженерное сооружение по поручению Президента России Владимира Путина предстоит построить в кратчайшие сроки – до конца 2028 года.
Ленский мост соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путём, автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря. С его вводом будет создан транспортный узел, где сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения.
Строительство Ленского моста позволит сформировать северный широтный пояс «Восточная Сибирь – Мирный – Якутск – Магадан». Мостовой переход сократит маршрут от Новосибирска до Магадана на 905 км. В будущем он поможет создать международный транспортный коридор Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион.
По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ социально-экономические эффекты проекта превосходят инвестиции в 1,6 раз. Так, снижение транспортных расходов окажет значительное влияние на расходы различных отраслей экономики, что, в свою очередь, повлияет на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни населения.
Стоимость потребительской корзины граждан Саха (Якутии) снизится, существенно возрастёт транспортная доступность населения.