Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.  

Компания «Норникель» Владимира Потанина намерен за короткий срок практически удвоить грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) — к 2028-2030 годам компания рассчитывает достичь показателя в 3 млн. тонн вместо текущих 1,6 млн. т.
На СМП «Норникель» активно развивает собственные активы — в частности, Мурманский транспортный филиал включает в себя портовый терминал в порту Мурманск, а также пять сухогрузов, один танкер и портовый ледокол высокого ледового класса ARC7.
Еще один логистический узел компании «Норникель» на СМП — терминал в морском порту Дудинка, способный принимать как суда морского, так и речного класса. Компании также принадлежит основной грузоперевозчик по Енисею — Енисейское речное пароходство.
Инвестиции в эти активы за последние три года составили порядка 16 млрд. рублей, до 2027 года компания «Норникель» планирует вложить в них еще около 44 млрд. Таким образом, компания делает «долгоиграющую» ставку на СМП в качестве ключевого логистического маршрута.
На текущий момент  компания «Норникель» использует Севморпуть  для доставки социальных грузов и материально-технических ресурсов в интересах предприятий на территории Норильского промышленного района. Пик проектных грузов был достигнут в 2022 году, затем он упал из-за санкций.
В обратном направлении по СМП в основном перевозится никель-медный файнштейн. Арктический маршрут может стать основным драйвером интенсификации морских поставок концентрата в Китай, так как он значительнее выгоднее отправки через Суэцкий канал.
После завершения ряда крупных инвестиционных проектов на производственных предприятиях «Норникеля» с 2025 года ожидается системный рост экспорта никель-медного файнштейна, основными покупателями дополнительных объемов станут КНР и страны Азии.
Выбор СМП в качестве главного экспортного маршрута логичен — если раньше компания реализовывала большую часть продукции в Европе, то теперь ее приходится везти на азиатский рынок, а это дальше и дороже
Севморпуть при использовании восточного маршрута снизит издержки компании. В Азии сейчас бум спроса на металлы, так что планы на двукратный рост грузопотока обоснованы. Однако для этого СМП потребуется круглогодичная навигация с поддержкой ледоколов.