Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Поговорим о сути нововведений и полученных результатах нового закона, по которому в 2024 году осуществлялся Северный Завоз в 21 регионе России.
Выделил несколько важных аспектов нового закона.
Определение перечня грузов жизнеобеспечения. Он включает 1489 наименований товаров:
73 — продовольственных товаров,
60 — непродовольственных товаров,
22 — топливно-энергетических ресурсов и горюче-смазочных материалов,
1334 — лекарственные средства, медицинские изделия, лечебное питание.
Такие грузы получили приоритет при транспортировке и обработке в портах и на железнодорожных станциях. Это позволило ускорить их доставку уже в сезон 2024 года.
Утверждение порядка планирования Северного завоза.
Теперь план Северного завоза составляется централизовано на 3 года. Мы можем отслеживать ситуацию с доставкой грузов и оперативно реагировать на возникающие сбои.
На текущий год запланированный объем северного завоза составляет 4 млн. тонн, из которых 85% - 3,4 млн. тонн приходится на грузы жизнеобеспечения (топливо-энергетические ресурсы, продукты, лекарства) и 15% - 600 тысяч тонн – на грузы для государственных и муниципальных нужд.
Назначение Единого морского оператора Северного завоза.
Подписано соглашение между Минвостокразвития, Чукотским АО и компанией Росатом о реализации в 2025 году пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку. На основе практического опыта пилотного проекта с 2026 года деятельность единого морского оператора будет расширена на другие регионы.
Определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры Северного завоза.
Опорная сеть включает 148 автомобильных дорог, 129 ж/д станций, 21 морской порт, 17 рек, 15 речных портов, 15 аэропортов, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Перечень будет в дальнейшем расширяться.