Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Развитие Российской Арктики — это не только ресурсы, но и расширение стратегических возможностей страны. Арктическая зона предоставляет России уникальные шансы не просто укрепить свою экономику, но и закрепить статус лидера в глобальной логистике и энергетике. При этом для реализации амбициозных арктических планов требуется всесторонняя государственная поддержка, которая в условиях усиления международного внимания к региону становится необходимостью.
На повестке дня стоит не просто добыча нефти и газа. Успех Арктики будет зависеть от инфраструктуры, от возможностей навигации по Северному морскому пути до оснащения российскими ледоколами и специализированными судами. Кроме того, устойчивое развитие Арктики потребует более серьёзного научного мониторинга, чтобы учитывать влияние климатических изменений и избежать угрозы разрушения инфраструктуры в условиях таяния вечной мерзлоты.
Государственные инвестиции в арктические порты и судостроительные мощности уже рассматриваются как ключевой фактор укрепления независимости России в этом регионе. Самостоятельность — не только в доступе к ресурсам, но и в возможностях их безопасного вывоза и поставок на глобальные рынки — становится обязательным условием. Не случайно модернизация арктического флота и развитие портов рассматриваются как фундаментальные элементы, которые позволят России уверенно занять лидирующую роль в Арктике и на долгие годы обеспечить своё присутствие в этой зоне мирового значения.
Северный морской путь — особый вопрос. Будучи важным транзитным маршрутом между Европой и Азией, он способен перераспределить международные транспортные потоки. Именно здесь открываются реальные перспективы для новых союзов и расширения экспорта в страны Азии. Тем не менее, без технологического прорыва и долгосрочного планирования России будет сложно полностью раскрыть потенциал этого коридора.
Таким образом, развитие Арктики — это гораздо больше, чем просто проект по освоению полезных ископаемых. Речь идёт о будущем России как арктической державы, способной эффективно использовать стратегические ресурсы, сохранять экологический баланс и наращивать влияние на мировой арене.
Во исполнение задач развития российской Арктики ОСК намерена построить в срок до 2030 года семь атомных ледоколов проекта 22220. Мы уже писали, что на днях был спущен на воду третий серийный (и четвертый по счету) атомоход «Чукотка». Все корабли данной серии возводят на Балтийском заводе. Уже готовы атомоходы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К концу года ожидается «Якутия» , чья готовность оценивается в 95%, а в 2026 году – «Чукотка». В процессе строительства находятся ледоколы «Ленинград» и «Сталинград», которые также возводят по заказу компании «Атомфлот».
Учитывая амбициозные планы по развитию Севмлрпути (СМП), а также геополитическую напряженность с перспективой ее дальнейшего обострения именно в Арктике, России необходимо ускорить строительство ледоколов, а в идеале — создать еще одну серию подобных кораблей, чтобы на несколько десятилетий закрепить собственное превосходство на Севере. Также государству не помешает создание еще нескольких верфей, способных брать заказы, аналогичные тем, что выполняет Балтийский завод.
Ранее мы упоминали, что речь идет не только о стратегическом превосходстве, но и дополнительном импульсе для загрузки СМП. Появление таких судов одновременно заставляет думать об обновлении инфраструктуры, включая новые порты, развивать систему мониторинга и метеонаблюдения. Все это даст заметный импульс к развитию Арктики как макрорегиона, позволит РФ заметно интенсифицировать данный процесс.
К настоящему времени уже сформирована дорожная карта по созданию грузового арктического флота. Атомный заказ на десятилетку оценивается приблизительно в 52 трлн. рублей. Появившаяся несколько месяцев назад Морская коллегия — это еще один шаг в понимании того, какой приоритет отдает государство морским границам и развитию водного транспорта, а значит и морских магистралей.
В рамках этого процесса компания Роснефть и ВТБ начали переговоры о вхождении дальневосточной верфи "Звезда" в Объединенную судостроительную корпорацию (сейчас находится под управлением банка ВТБ). Инициатива поддержана Президентом России.
Цену и другие параметры сделки определят в следующем году после аудита активов. Помимо верфи, это еще Приморский металлургический завод (поставщик стального листа) и другие компании. Их номинальная стоимость - 250 млрд. рублей.
Главная задача, которую ставили перед верфью - научиться строить крупнотоннажный гражданский флот, в т.ч. ледового класса. Но не задалось:
• Газовозы для Новатэка строили корейцы, здесь их уже собирали из готовых секций (теперь работа встала из-за санкций против проекта "Арктик СПГ-2").
• Танкер проекта 125 ледового класса Arc7 для перевозок таймырской нефти ("Восток-ойл") по Севморпути - в стадии проекта.
• Атомный ледокол "Лидер" пока тоже под вопросом - по информации "Грузопотока", сварили только одну секцию и всё встало.
Помимо технологий и компетенций, не хватает еще и кадров. Показательный момент - Новатэк даже присылал своих спецов, чтобы сдали хотя бы одно судно.
Больших городов рядом нет. Чтобы привлечь работников, надо для начала хотя бы создать им условия. Сейчас жилье активно строится. Очевидно, с этим не спешили, рассчитывая на корейцев, но вмешалась геополитика.
Преодолевая вновь возникшие проблемы, Россия планирует организовать перевалку сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата с судна на судно (STS) в Баренцевом и Беринговом морях. Этот шаг призван освободить танкеры ледового класса для проекта компании Новатэк Арктик СПГ-2.
Используя перевалку STS, компания «Новатэк» продолжит операции по «Арктик СПГ-2», несмотря на западные санкции, ограничивающие доступ к танкерам ледового класса. Начиная с марта 2025 года российским поставкам СПГ будет запрещен заход в порты ЕС.
Согласно «проекту», рассмотренному Reuters, первая перевалочная зона STS будет создана около залива Чоша в Баренцевом море и будет предназначена для Ob Ammonia, дочерней компании Novatek. Россия также планирует открыть второй объект с аналогичной мощностью в заливе Креста в Беринговом море.
Перевалка будет осуществляться только тогда, когда лед не блокирует судоходные пути. Такая договоренность позволит ежегодно транспортировать 4,1 млн. кубометров СПГ и 1,4 млн. кубометров газового конденсата на каждом участке.
Компания «Новатэк» уже применил этот метод у побережья Мурманской области России.
Экспорт российского СПГ растет вопреки геополитической турбулентности — в январе-октябре отечественные заводы отгрузили иностранным покупателям 27,4 млн тонн, что на 4,65% больше аналогичного периода прошлого года.
Октябрьский экспорт оказался самым высоким показателем за месяц с начала текущего года — поставки достигли 3,06 млн тонн, что можно объяснить сезонным фактором в виде увеличения потребления в результате начала отопительного сезона.
Ключевой фактор роста — выход на полную производственную мощность крупнейшего российского завода «Ямал СПГ» после плановых ремонтов. Основная часть СПГ в период открытой навигации по Севморпути уходила в Азию, однако Европа также наращивала закупки — так, после двухмесячного перерыва российский газ стала приобретать Бельгия.
Показательно, что доля России на европейском рынке СПГ в итоге выросла за первое полугодие на 6% и достигла 20% на фоне декларативного отказа ЕС от российских энергоресурсов. По оценкам экспертов, по итогам текущего года РФ экспортирует около 32,5 млн тонн СПГ.