Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Владимир Путин поручил уточнить методику распределения дотаций регионам на северный завоз. Соответствующее поручение опубликовано на сайте kremlin.ru.
«Рассмотреть вопрос о целесообразности уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях учета стоимости завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», говорится в документе.
Правительству РФ необходимо представить доклад по этому вопросу до 1 октября 2025 года.
Комиссия Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика" предложила проанализировать целевую грузовую базу и сформировать сценарии грузопотока Северного морского пути (СМП).
"В числе предложений по развитию СМП участники заседания зафиксировали потребность в актуальном анализе целевой грузовой базы и формировании сценариев грузопотока, а также потребности во флоте высокого ледового класса, включая ледокольный", - говорится в сообщении.
Дополнительно отмечена важность модернизации инфраструктуры решения по развитию транспортных узлов, в том числе расширению мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, необходимость обеспечения бесперебойности и безопасности судоходства за счет совершенствования спутниковой группировки.
Председатель комиссии Госсовета, губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что необходимо актуализировать системы стратегических документов, касающихся развития АЗРФ и ее транспортной системы, включая Северной морской путь, с расширением горизонта планирования до 2050 года.
Северный морской путь определен одним из стратегических приоритетов развития России. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития Севморпути до 2035 года, в который вошло 155 мероприятий, направленных на развитие грузовой базы, флота, транспортной и инфраструктуры безопасности. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2030 году 150 млн тонн, в 2035 году — 220 млн тонн.
"Мы должны реагировать на меняющуюся геополитическую ситуацию, новые вызовы - это и новые возможности. На площадке комиссии "СМП и Арктика", вместе с коллегами из регионов, федерального правительства и бизнеса, выработаем конкретные, предметные предложения для решения задач по комплексному развитию Северного морского пути и Арктики, которые представим президенту. Безусловно, Северный морской путь больше, чем просто транспортный коридор, это - основа связанности российских регионов от северо-запада до Дальнего Востока, залог национальной безопасности и основа новой модели глобализации", - приводит пресс-служба слова Чибиса.
За 10 месяцев текущего года (январь‒октябрь) грузооборот морских портов России снизился на 3,2%, до 743 млн. тонн. Причем в случае с экспортными грузами падение составило 2,8%, а импорт подрос на 9%. Обращает на себе внимание заметное снижение каботажных грузов (-13,1%), а также нулевая динамика у транзитных грузов.
Грузооборот морских портов Арктического бассейна за период с января по октябрь составил 77,4 млн. тонн, что на 5,5% меньше аналогичного периода прошлого года. Объём перевалки сухих грузов составил 22,3 млн тонн (-14,8%), а наливных грузов 55,1 млн тонн (-1,1 %).
Наибольший рост, если оценивать именно динамику, показал порт Архангельск (+48,7%). Также в плюс сработал порт Сабетта (+5,8%). Остальные показали падение: это порты Мурманск (-11,1%) и Варандей (-4,7%). По абсолютным показателям гавани расположились в другой последовательности: порты Мурманск - 43,4 млн тонн, Сабетта – 24,2 млн тонн, Варандей – 4,2 млн тонн, Архангельск – 2,3 млн тонн.
Например, Евросоюз зафиксировал в июле рекордный импорт российского СПГ на сумму €566 млн., что стало значительным увеличением по сравнению с предыдущими месяцами. Основным покупателем российского газа стала Испания, которая увеличила свои закупки в 2,3 раза, что указывает на растущий интерес к российскому СПГ в условиях снижения поставок из других стран.
Несмотря на общий рост импорта, некоторые страны, такие как Франция и Бельгия, сократили свои закупки. Это подчеркивает неоднородность подходов стран Евросоюза к российским энергоресурсам, где одни государства продолжают усиливать свои связи, а другие стремятся уменьшить зависимость от России.
За первые семь месяцев 2024 года объем закупок СПГ из России составил €4 млрд. , что ниже уровня прошлого года. Однако доля российского СПГ на европейском рынке возросла до 18,6 %, что может свидетельствовать о том, что несмотря на санкции и политическое давление, Россия сохраняет значительное присутствие на рынке.
Основной причиной увеличения доли российского СПГ является снижение поставок из альтернативных источников. Европейские верфи также продолжают играть важную роль в поддержке российской СПГ-индустрии. Эти верфи предоставляют услуги по ремонту и обслуживанию ледокольных танкеров, которые перевозят газ по проекту "Ямал СПГ". Это подчеркивает парадоксальную ситуацию: несмотря на санкции против России, европейские компании продолжают участвовать в цепочке поставок российского газа.
Ситуация с ремонтом российских танкеров в европейских верфях ставит под сомнение всю эффективность санкционной политики Евросоюза.
Как видно из статистики, в целом по РФ на 11,5% просела перевозка угля, показатель составил 159,1 млн. тонн. А вот транспортировка минеральных удобрений увеличилась сразу на 19,1%, до 35,9 млн. тонн. Снизился и объем перевалки наливных грузов - на 2,9%. В том числе просела сырая нефть (-1,4%) и нефтепродукты (-8,2%). При этом сжиженный газ продемонстрировал положительную динамику (+5,7%).
Пока тенденция с грузоперевозками складывается негативная, но, как правило, именно в последние месяцы года идет заметный прирост данного показателя. Так, октябрь уже отыграл у сентября порядка 0,3%. Шансы повторить показатели 2023 года все еще сохраняются. До сих пор большое влияние на грузооборот портов, особенно северных, оказывает геополитика и конъюнктура мирового рынка.
Грузоперевозки по Севморпути за 2023 год составили 36,25 млн. тонн, международные транзитные перевозки превысили 2 млн. тонн. За истекший период 2024 года транзитные грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) возросли на 43% по сравнению с прошлым годом и достигли более 3 млн 80 тыс. тонн. В текущем году ожидаются рекордные показатели перевозок по Северному морскому пути (СМП) - 37,6 млн тонн грузов. Об этом журналистам по итогам заседания комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика" сообщил спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по Арктике Владимир Панов. Он отметил, что добиться таких показателей удалось за счет роста отгрузок компании ПАО "Новатэк", а также перенаправлении грузов с Суэцкого канала, которые отгружаются из портов Санкт-Петербурга и Мурманска, на Севморпуть. "Перенаправление этого грузопотока в летне-осенний период на Северный морской путь дало еще прирост порядка 900 тыс. тонн", - сказал он. Однако для увеличения объёма грузопотока в дальнейшем участникам перевозочного процесса и правительству предстоит решить ряд задач, в том числе увеличить количество железнодорожных подходов к портам Севморпути.
Значение Севморпути для мировой торговли становится всё более весомым. В этом году продолжился рост количества зарубежных коммерческих рейсов по СМП. В 2023-м ФГБУ «ГлавСевморпуть», которое обеспечивает проводку судов по маршруту, выдало 1218 разрешений на проход судов. Из них 115 получили иностранные компании. «На 23 сентября 2024 года специалисты ФГБУ «ГлавСевморпуть» выдали 1052 разрешения, в том числе 105 – на суда под иностранным флагом. Разрешение выдаётся на судно, а не на компанию.
Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов отмечает успешность международной раскатки маршрута – это маркер востребованности. На СМП пошёл груз из Балтики в направлении Азии. Есть высокая вероятность, что объёмы транзита по СМП обновят исторические максимумы
Одним из важных элементов раскатки арктического маршрута остаётся наличие грузовой базы. Грузоперевозки по СМП в 2023 году достигли почти 36,3 млн. тонн. Это на 250 тыс. тонн больше, чем запланировано в федеральном проекте по его развитию. Рекордные показатели обеспечили компания НОВАТЭК, сжиженный природный газ (СПГ) составляет больше половины грузопотока, а также компании «Газпром нефть», «Лукойл», ГМК «Норильский никель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление. Итоги летне-осенней навигации 2024 года планируется подводить в январе. «Чуть опережаем темпы грузоперевозки прошлого года. Список основных грузоотправителей также остался без изменений. Ведётся активная работа по расширению грузовой базы и привлечению новых отправителей», – уточнили в госкорпорации «Росатом».
Ряд экспертов сомневается в возможности быстрого наращивания грузоперевозок по Северному морскому пути. Связывают они это, в первую очередь, с нехваткой судов ледового класса и ледоколов. В этом коллеги совершенно правы, однако не всё так беспросветно.
Проблема нехватки судов ледового класса пока решается перевалкой грузов на обычные суда, которые затем отправляются в западном направлении. В частности, уже есть планы по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) и конденсата в Баренцевом и Беринговом морях. Это высвободит танкеры ледового класса, которые будут вывозить продукцию по проекту «Арктик СПГ-2».
Перевалку хотят организовать в Баренцевом море возле залива Чоша — она нужна для дочерней компании «НОВАТЭК» «Обский аммиак». Вторым перевалочным пунктом станет залив Креста в Беринговом море. Это позволит вывозить 8,2 млн. кубометров СПГ и 2,8 млн. кубометров газового конденсата в год. Такая перевалка успешно опробована компанией «НОВАТЭК» у берегов Мурманской области.
При поставках углеводородов в Индию Севморпуть не даёт особых преимуществ, поэтому танкеры можно отправлять туда вокруг Европы, для этого не требуются суда ледового класса. Что касается Китая, то на этом направлении действительно имеются сложности, однако напомним, что углеводороды — не единственный, хоть и основной, груз, перевозимый между РФ и КНР по Севморпути (СМП).
Китайские коллеги взялись строить для СМП четыре контейнеровоза, которые будут ходить круглый год. То есть, при наличии прямой заинтересованности, Китай подключается к решению логистических проблем. Ресурсы для этого у Поднебесной есть. И нет сомнения, что китайцев «раскрутят» на максимальное участие в строительстве и других судов для СМП.
В то время как Северный морской путь (СМП) активно развивается как главная арктическая транспортная артерия, Россия укрепляет и сухопутные маршруты. Новый железнодорожный проект, включенный в список приоритетных, поможет перераспределить грузопотоки и сбалансировать нагрузку между арктическими и восточными направлениями. Это особенно важно в условиях растущего интереса к СМП, когда ключевая часть логистической стратегии — поддержка всех доступных направлений для экспорта, будь то по морю или по суше.
Железная дорога соединит угольные месторождения Красноярского края и Саха (Якутии) с портами Хабаровского края, что разгрузит Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. Вместе с этим проектом появятся новые электросети и коммуникации, что улучшит условия жизни на востоке страны. В результате Россия укрепит свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и усилит комплексную транспортную инфраструктуру, объединив морские и сухопутные пути в единый маршрут к ключевым потребителям ресурсов.
Синергия железнодорожной сети с Севморпутём — это будущее, в котором дальневосточные и арктические направления станут не конкурентами, а частью единой системы для увеличения экспорта. Угольные месторождения Тунгусского бассейна и Эльгинского комплекса теперь будут ближе и к портам, и к азиатским рынкам, а значит, СМП и новая железная дорога вместе станут локомотивами развития Дальнего Востока и Российской Арктики.
Тем временем ОАО «РЖД» увеличивает пропускные и провозные способности железнодорожных участков в северо-западном направлении, которое остаётся ключевым для выхода на СМП. Так, реализован проект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Достигнута цель – освоение прогнозируемого объёма перевозок грузов на подходах к портам Северо-Западного бассейна в размере 145,6 млн. тонн, уточнили в Департаменте капстроительства ОАО «РЖД».
В сентябре ОАО «РЖД» для расширения подходов к Мурманскому транспортному узлу открыло движение по новому второму пути на перегоне Хибины – Нефелиновые Пески. Через этот участок проходят грузовые и пассажирские поезда в город Мурманск, а после запуска угольного терминала «Лавна» к ним добавятся составы в направлении новой линии Выходной – Лавна. Развитие подходов к Мурманскому транспортному узлу обеспечит с 2025 года перевозку до 45 млн. тонн грузов в адрес портов Кольского залива, в том числе 18 млн. тонн в год в направлении Лавны.
По словам советника Президента РФ Игоря Левитина, сейчас есть только два железнодорожных подхода к СМП – порты Мурманск и Владивосток. Необходим третий. «Нам нужно бросить ещё одну железнодорожную линию где-то в середине Северного морского пути. Мы сейчас рассматриваем два варианта. И тогда Урал и Сибирь смогут напрямую выходить на Северный морской путь и не занимать Транссиб», – полагает Игорь Левитин.
В РФ уже много лет рассматриваются проекты меридиональных железнодорожных веток к Арктике, таких как Северо-Сибирская железная дорога, «Баренцкомур», а также Северный широтный ход – 2 с веткой на порт Сабетта. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (ИЭОПП СО РАН) исторически трактует СевСиб как железную дорогу от г. Усть-Илимска до г. Ханты-Мансийска. Это часть возможной Северо-Российской Евразийской магистрали, вокруг которой в перспективе может быть сформирован полноценный северный широтный экономический коридор. Чтобы маршрут стал коридором, требуется построить железную дорогу по проекту «Баренцкомур» через европейскую часть России и новый глубоководный порт Индига. «Влияние Северо-Сибирской железной дороги на СМП будет наиболее значимым при реализации проекта всего коридора целиком
В обсуждаемом варианте – железная дорога с выходом в порт Сабетта и на систему река Енисей – СМП – можно ожидать подключение 25–35 млн.. тонн грузов из Сибири и Ямало-Ненецкого округа. В случае же полной реализации коридора (то есть строительства «Баренцкомура» и Индиги) подключаются ресурсные проекты и промышленные грузы Урала и европейской части России в пределах до 100 млн. тонн. Важно, что это только исходящий поток с территорий в зоне влияния дороги, а можно ожидать достаточно весомый входящий поток импортных грузов из стран АТР для РФ, а также в долгосрочной перспективе и транзитных. В этом случае будет даже больше, чем те показатели, которые планируются к 2035 году по текущим прогнозам.