Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Потенциал Севморпути (СМП) повышается по итогам заседания правительства России, на котором премьер-министр Михаил Мишустин предложил пересмотреть планы по развитию транспортных коридоров, синхронизировав их с графиками расширения СМП.

Ключевая цель корректировки — повышение глобальной конкурентоспособности транспортных коридоров, которые обеспечивают экспортные поставки в дружественные страны — прежде всего, государства Южной и Юго-Восточной Азии. При этом в контексте Севморпути главным грузом на горизонте ближайшей пятилетки станет сжиженный природный газ.

В его пользу играют относительно «мягкие» западные санкции, а также масштабные инфраструктурные проекты в Арктике. В частности, на днях было подтверждено строительство терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов и стабильного газового конденсата в Сабете (ЯНАО) мощностью 9,7 млн тонн.

Однако в этом направлении нужна системная работа — для стабильного роста экспортных отгрузок СПГ необходимы не только новые портовые терминалы, но также соответствующий флот газовозов арктического класса, крупные хабы для хранения, ремонтные базы. Кроме этого, требуется запуск круглогодичной навигации по Севморпути.

Новая стратегия Мишустина — логичный вариант решения целого ряда оперативных проблем. Планируемая «связка» транспортных и логистических проектов с СМП обеспечит дополнительное финансирование дефицитной инфраструктуры. Кроме этого, это упростит достижение национальной задачи увеличения перевозок по международным транспортным коридорам.

19 ноября в Мурманске прошла конференция «Логистика в Арктике: освоение арктического шельфа», где Росатомфлот представил свою роль в развитии Северного морского пути (СМП). Исполняющий обязанности генерального директора Яков Антонов выступил с докладом «Атомфлот: роль в развитии Севморпути». Участники конференции уделили особое внимание развитию производственной базы и береговой инфраструктуры в Арктической зоне РФ и техническому обеспечению шельфовых проектов и программам импортозамещения. Для вопросов кадрового обеспечения отрасли и экологической ответственности операторов при хозяйственной деятельности в Арктике тоже нашлось время.

Яков Антонов подчеркнул, что предприятие является ключевым партнёром большинства инфраструктурных проектов в акватории СМП. «3 декабря мы встретим 65-летие атомного ледокольного флота России. Вся история предприятия является подтверждением уникальных компетенций отечественных учёных, инженеров, судостроителей и моряков. Российские и зарубежные партнёры понимают, что мы умеем эффективно и в срок выполнять контрактные обязательства» — подчеркнул Антонов.

Системную заинтересованность в использовании подтверждает Китай. Гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев сообщил, что Россия и Китай уже достигли конкретных договоренностей, касающихся безопасности судоходства по маршруту.

Заявление прозвучало в ходе первого заседания подкомиссии по сотрудничеству в рамках СМП. Лихачев уточнил, что основа для ее работы уже заложена, позитивную оценку стартовым переговорам также дал министр транспорта КНР Лю Вэй.

Ключевые задачи российско-китайского диалога — безопасность судоходства, планирование и обеспечение роста грузопотока по СМП, содействие развитию логистических маршрутов, обмен информацией о ледовой обстановке и метеорологических условиях.

Показательно, что в 2024 году китайские перевозчики нарастили количество рейсов по Севморпути. На Петербургском экономическом форуме минувшим летом представители КНР подтвердили интерес к организации круглогодичной контейнерной линии по СМП. Закрепление Китая на СМП де-факто сформирует объективную вовлеченность Китая в повестку «высоких широт» и поддержит планы России по превращению маршрута в один из ключевых драйверов социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Широко обсуждаемая в экспертной среде проблема изменения климата для СМП означает постепенное увеличение возможностей транспортировки грузов в Арктике из-за таяния льдов. При этом сам СМП, и это очень важно, вносит гигантский вклад в сокращение углеводородной нагрузки на окружающую среду в мире.

По сравнению, например, с логистикой через Суэцкий канал, маршрут через СМП сокращает дистанцию на 40%, а время прохождения грузовозов — как минимум на треть. Это ведёт к возникновению меньшей нагрузки на окружающую среду при задействовании СМП, а также к сокращению операционных издержек.

Последнее обстоятельство будет всё больше выгодно отличать СМП от Панамского и Суэцкого каналов. Они экономически станут всё больше проигрывать. Кроме того, изменение климата ведёт ко всё большим проблемам в обеспечении нужного уровня воды в Панамском канале. Негативный эффект от климатических изменений по-своему сказывается и на Суэцком канале.

Учитывая другие непростые нюансы эксплуатации этих двух логистических веток, у СМП возникает чёткая перспектива стать главным водным логистическим маршрутом в мире. И, безусловно, Россия — единственная страна в мире, которая обладает наиболее глубоким потенциалом возможностей по наиболее эффективному использованию СМП.

При этом Россия готова взаимодействовать со всеми теми в мире, кто выбирает уважительный экономический диалог. И успехи в этом направлении есть, в том числе в рамках БРИКС. Так, Новый банк развития БРИКС выделил кредит на сумму около 1,1 млрд. юаней с целью приобретения Китаем как минимум трёх грузовозов для транспортировки СПГ.

Есть большие основания полагать, что в ближайшие годы механизм финансирования в рамках БРИКС будет приобретать всё более масштабные формы, а в случае с проектом для КНР это указывает на интерес Китая к покупке российского СПГ и к взаимодействию с Россией по СМП.

СМП открывает миру также путь к развитию инновационных видов биоэнергетики. Россия обладает уникальным объёмом самой различной древесины, а круглогодичная навигация через СМП станет оптимальным путём её транспортировки. Конечно, для России также ключевой момент — это запустить масштабную программу по выведению своей целлюлозно-бумажной промышленности на принципиально новый уровень развития, чтобы в итоге всё больше загружать СМП продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Развитие СМП позволит выходить на новые рынки сбыта в Азии и тем самым добиться более выгодной ценовой конъюнктуры на широкий спектр российских экспортных товаров. Получается, чем больше конкуренции за российские товары, тем лучше.

Предварительные итоги грузоперевозок за 2024 год будут подведены в конце декабря, но уже сейчас обновлён рекорд по транзитным перевозкам в акватории СМП — 3,09 млн тонн (в 2023 году — 2,127 млн тонн). Это свидетельствует о востребованности транспортной артерии и заинтересованности заказчиков.