Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

В американской концепции геополитики моря адмирала Мэхена декларируется задача удерживать Россию прижатой к Северному ледовитому океану и не пускать на юг дальше 40ºс.ш. Отсюда и опора страны на Северный морской путь (СМП).

Судоходство по СМП ограничивают климат и гидрография: климат – это не только месяцы навигационной полярной ночи, холод и толщина льда, но и плотные туманы с высотой волн 7 метров на чистой воде; гидрография – мелководье проливов.

СМП не имеет единой фиксированной трассы. Пути сохраняют общую направленность, но смещаются по широте между материковым побережьем и Северным полюсом в зависимости от постоянно меняющейся ледовой обстановки.

Многолетние паковые льды не дают возможности проложить трассу севернее российских арктических островов и даже если караваны судов и выходят на глубину за пределы территориальных вод страны, им с большой вероятностью приходится возвращаться ближе к материку и проходить проливы между арктическими островами. Многолетние льды гораздо толще и прочнее однолетних, которые всего 1,0-1,5 метра, тогда как многолетние - до 4 метров ровные, и до 6 метров паковые.

С точки зрения судоходства самым серьезным ограничением на СМП являются Новосибирские острова. Здесь глубина пролива Санникова позволяет проход судов с осадкой не более 11,6 метров. Мало того – дно этого пролива постоянно перемывается морскими течениями, поэтому нужна постоянная гидрографическая съемка, чего пока нет. На традиционном маршруте все мели и отмели точно нанесены на карту, а тут карты дна нет. А подвижное ледовое поле ещё и заставляет отклоняться от маршрута невесть куда. Еще меньше глубина, всего 11 метров, в проливе Дмитрия Лаптева. Осадка больших контейнеровозов класса "Суэцмакс" – 16 метров. А глубины даже при обходе Новосибирских островов – 13 метров, то есть большие контейнеровозы пройти по СМП не могут.

И если глубины проливов вполне хватало для прохода судов типа Либерти водоизмещением 14 тысяч тонн и осадкой 8,5 метров, то для супер-контейнеровозов вместимостью 23 тысячи контейнеров, супертанкеров и балкеров с осадкой 16 метров СМП в проливах непроходим. И даже для контейнеровозов 13 тысяч контейнеров с осадкой 12,5 метров - все равно непроходим. Только для умеренных контейнеровозов на 6 тысяч контейнеров еще можно пройти. Реально же по СМП проходят китайские суда на 400 контейнеров. Ориентиром служит рабочая осадка российских атомных ледоколов – 9 метров.

Глубина Суэцкого канала 21 метр. Под эту глубину созданы гиганты компаний COSCO, Maersk, Evergreen: при длине до 400 метров, ширине 50 метров с осадкой 16 метров они вмещают 20 000 стандартных контейнеров (TEU).

То есть, чтобы заменить один супер-контейнеровоз на маршруте через Суэцкий канал при перевозке 20000 TEU по СМП нужно 50 мелких контейнеровозов по 400 контейнеров. Такую альтернативу по рентабельности никакая рыночная экономика не выдержит. Вот почему по СМП в год проходят всего 30-40 иностранных судов, тогда как по Суэцкому каналу – 18 тысяч (18000). Изменить эту специфику способно лишь глобальное потепление, о котором так много говорят в последнее время. Но разговоры – это одно, а ледовая обстановка акватории СМП – совсем другое.