Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Стратегическая сессия «Северный завоз: надежно, быстро, доступно» стартовала в национальном центре «Россия». Ключевая повестка — первые итоги реализации федерального закона «О северном завозе», а также доработка его механизмов.
В частности, первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов предложил ввести специальные бюджетные кредиты по льготной процентной ставке для регионов с механизмом северного завоза.
Снижение ценовой нагрузки поддержит бесперебойные поставки. Чиновник напомнил, что сейчас казначейский кредит дается в рамках одного финансового года под ставку 3%. Новые госкредиты де-факто будут его «арктическим» аналогом.
Замгубернатора Чукотского автономного округа Константин Солонский напомнил про необходимость синхронизации северного завоза и транзитного судоходства по Севморпути в контексте его будущей активизации.
Дело в том, что транзитные суда разбивают лед на основной трассе СМП, после чего он прибивается к берегам, затрудняя выгрузку товаров в рамках северного завоза в населенных пунктах без оборудованного причала.
Вице-губернатор Красноярского края Валерий Семенов «подсветил» на сессии значимость для завоза грузов в Арктику северных рек. Он выступил с инициативой сделать программу, нацеленную на расчистку русел, а также создание береговой инфраструктуры для выгрузки. Его поддержали представители ХМАО и Ненецкого автономного округа.
С учетом продолжающейся «обкатки» нового закона, проведение подобных мероприятий для эффективной имплементации новых подходов к организации снабжения арктических территорий позволит качественно доработать и дополнить документ.
Участники стратегической сессии за два дня выработали ряд предложений по улучшению системы управления:
- Создание в структуре региональных правительств подразделения по вопросам северного завоза;
- Наделение органов власти субъектов полномочиями по утверждению региональных перечней грузов 1 категории в пределах федерального;
- Наделение федерального координатора полномочиями по утверждению реестра участников северного завоза (в целях адресного предоставления мер государственной поддержки и обеспечения приоритетной перевозки грузов северного завоза);
- Возможность использования казначейских кредитов для обеспечения северного завоза;
- Финансирование строительства и модернизации инфраструктуры северного завоза за счет средств единой президентской субсидии в регионах АЗРФ и ДФО;
- Обеспечение расширения перечня опорной инфраструктуры северного завоза, в том числе ТЛЦ, склады хранения нефтепродуктов, пункты накопления грузов, причальные стенки портопунктов на основе предложений субъектов;
- Увеличение объемов финансирования работ по дноуглублению и строительства нового флота;
- Снятие барьеров, ограничивающих судоходство и т.д.
Навигацию по Севморпути (СМП) в 2024 году можно считать завершенной. Последняя партия груза с «Ямал СПГ» прибыла в КНР. Всего же за текущий год в страны АТР с проекта компании «Новатэа» отгрузили 35 партий СПГ на 2,4 млн. тонн. Данные цифры внушают умеренный оптимизм. В прошлом году компания 'Новатэк" отправила 31 партию СПГ общим весом 2,27 млн тонн. Объективно увеличению показателей способствовал рост производства на проекте «Ямал СПГ». Тем не менее до рекордных показателей 2021 года еще есть куда расти: тогда в Азию ушло 44 партии сжиженного газа в 3,29 млн. тонн.
Оптимистичные ожидания от текущего года связывали с запуском проекта «Арктик СПГ-2». Но санкции США на фоне дефицита танкеров привели к сложности в реализации партий. А вот поставки нефти по СМП в нынешнюю навигацию значительно выросли. Так, перевозки в Китай увеличились на 33% - до 2 млн тонн. При этом акцент был сделан на порт Мурманск из-за более короткого логистического плеча в Азию. Отсюда ушло до 80% от всей перевезенной по СМП нефти в Китай.
Предварительно, общий грузопоток по СМП вырос более чем на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Всего же экспорт российских углеводородов через восточный сектор СМП увеличился на 14,5%, до 4,47 млн. тонн. Как мы уже сообщали ранее, установлен и новый рекорд по транзитным перевозкам, превысившим 3 млн. тонн. Задачей на 2025 год остается запуск круглогодичной навигации по СМП. Многое здесь зависит от старта новых СПГ-проектов и наличия судов высокого ледового класса. При помощи субсидируемых рейсов по СМП перевезли 25,6 тысяч тонн грузов в 2024 году, что на 3,5 тысячи тонн больше, чем годом ранее. Речь идет о трех рейсах, организованных Минвостокразвития, «Росатомом» и «Атомфлотом».
Часть контейнеров транспортировали по Севморпути из Архангельска в Магадан, Корсаков, Петропавловск-Камчатский. В качестве грузов были доставлены продукты, стройматериалы, металлоконструкции, техника. Акцент был сделан на социально значимые грузы, которые доставили в рамках северного завоза. Из экзотического — морем на Камчатку перевезли очистные сооружения, а на Сахалин — модули для глэмпинга. В обоих случаях удалось сэкономить на сумме доставки, а также сроках.
Программа субсидирования перевозок между Северо-Западом и Дальним Востоком стартовала в 2022 году с 9,3 тысяч тонн грузов. Год назад этот показатель составил 22,1 тысяч тонн. Таким образом, объем грузов, перевезенных по СМП, вырос на 175% за два года. Само же число портов для захода судов увеличилось с 4 до 14. СМП продолжает быть весомой альтернативой транспортировке грузов по железной дороге.
Дальнейшие перспективы Севморпути лежат, в том числе, и в области значительного расширения количества субсидируемых рейсов: в нынешнем году их оказалось всего три, а также в номенклатуре перевозимых товаров. Все это должно стимулировать дальнейшую загрузку водной магистрали.
Компания «Гамма» запустила во Владивостоке логистический комплекс площадью 11 тысяч квадратных метров. В создание важного объекта, склада класса «А», компания «Гамма» вложила 552,9 млн. рублей. Инвестпроект получил статус резидента Свободный порт Владивосток (СПВ), льготы позволят выйти на окупаемость в течение 8 лет. Просторные помещения оснащены подъездными путями, современным оборудованием, автоматизированными системами учета и контроля товара.
Во Владивостоке происходит формирование цепочек поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что требует качественной складской инфраструктуры, контейнерных складских площадок, классических сухих объектов, мультифункциональных площадок и складских помещений высокого класса. По экспертным оценкам, общий объем складской недвижимости на Дальнем Востоке - чуть более полумиллиона квадратных метров. Вложения в создание новых складских комплексов, контейнерных терминалов, портов и другой инфраструктуры растут, благодаря господдержке.
«Логистика и транспорт является одной из самых востребованных сфер интересов инвесторов. С применением режимов территорий опережающего развития (ТОР), СПВ и Арктической зоны России, проекты анонсировали более 540 резидентов. Их заявленный объем вложений составляет более 1 трлн рублей. Такие инвесторы создадут для жителей Дальнего Востока и Арктики почти 60 тысяч рабочих мест», — подчеркнул заместитель генерального директора по сопровождению инвестиционных проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Сергей Скалий.
Помощник Президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев 4 декабря, в г. Санкт-Петербурге посетил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). На совещании, которое прошло по указанию Президента РФ Владимира Путина, обсуждались результаты научной деятельности ААНИИ и основные вопросы, которые требуется решить.
"В целях эффективного освоения Арктики и сохранения хрупкой северной природы необходимо повышать качество результатов наблюдений, получаемых в действующей морской береговой гидрометеорологической сети. Для обеспечения безопасности Северного морского пути важны точные прогнозы ледовой обстановки, поддержание и развитие российской орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли", - сказал Патрушев.
"Требуется создать эффективную систему гидрометеорологического обеспечения морской деятельности, включая восстановление и развитие наблюдений на морских береговых станциях гидрометеорологической сети, развитие автоматических и автономных технических средств, систем наблюдения за характеристиками морской природной среды, средств обработки и анализа информации, методов и моделей расчета гидрометеорологических характеристик морской среды, включая ледовые", - добавил Патрушев. По его словам, отдельная тема - изучение вечной мерзлоты, прогноз ее поведение в условиях глобального потепления.
О том, что Арктика может растаять полностью уже через три года, заявили ученые Гётеборгского университета: «Изменение климата привело к ослаблению ледяного покрова Арктики. Исследователи обнаружили, что если осенью, зимой или весной произойдет ряд не совсем обычных погодных явлений, то существует реальный риск того, что летом морской лед полностью растает. Это может произойти уже до 2030 года, даже в 2027 году», — сказано в публикации на официальном сайте университета.
Компьютерная симуляция показала, что в 9 из 300 случаев через три года Арктика окажется безо льда, независимо от участия человека. Даже если этого не случится в ближайшие годы, это гарантированно произойдет в течение 9-20 лет. Это не первое и далеко не последнее предсказание ученых. Мы не знаем, закралась ли в их расчеты ошибка, однако последствия у полного таяния льда в Арктике будут грандиозные в масштабах всей планеты.