Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

В России недавно вновь заговорили о проекте 360-метрового подводного танкера-газовоза «Пилигрим». В свое время его предложило входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) петербургское конструкторское бюро «Малахит». Этот амбициозный замысел может изменить подход к перевозке сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике.

Согласно концепта, гигант будет иметь длину 360 метров, ширину - 70 и высоту - 12 метров. Получается субмарина размером с авианосец. Ну разве что кроме высоты, конечно. Например, у американского тяжелого атомного авианосца «Джеральд Форд» параметры такие: 337-78-76.

Подводный супертанкер сможет перевозить до 180 тысяч тонн жидкого топлива в резервуарах мембранного типа. Подводную скорость в 17 узлов (более 31 километра в час) «Пилигриму» должны обеспечить три атомных реактора «Ритм-200» мощностью 175 мегаватт каждый. Судно будет иметь три маршевых гребных электродвигателя и восемь вспомогательных водометных движителей. Причем через ледовые районы оно будет проходить в подводном положении, что автоматически снижает требования к конструкции корпуса этого газовоза по сравнению с ледоколами, - подчеркнул тогда Алексей Рахманов. 

Концепции подводного супертанкера уже лет десять. А в ноябре 2019 года о нем писали «Морские вести России». Тогда проект представил Алексей Рахманов, на тот момент - президент ОСК. На тот момент «Пилигрим» существовал только в виде идеи, конкретных сроков инженерной разработки проекта не было названо. И вот нынешней осенью концепция подводного газовоза снова привлекла внимание общественности. В прессе прошла информация, что им якобы заинтересовались компания «Газпром» и Китай. 

Что ж, на фоне растущего значения арктических маршрутов проект «Пилигрима» выглядит особенно актуально. Эксперты уверены, что два таких судна смогут обеспечить объемы доставки СПГ, сопоставимые с работой полноценной нитки газопровода. Это открывает новые возможности для укрепления энергетической безопасности России и ее новых партнеров. 

Создание такого судна стало бы не только техническим достижением, но и важным шагом к устойчивому развитию арктического флота. Проект уже сравнивают с космическими инициативами, ведь он требует применения передовых технологий и инновационных подходов. В условиях растущих потребностей в ресурсах Арктики наличие такого судна стало бы стратегическим преимуществом нашей страны. 

Как сообщают источники в Интернете, максимальная продолжительность рейса «Пилигрима» от основных газовых месторождений в Арктике до Кольского полуострова не превысит 20 суток. Учитывая объемы танков чудо-подлодки, можно сделать вывод, что не каждый проложенный по океанскому дну трубопровод будет иметь такую же производительность. Правда, газопровод загружен постоянно, а подводные танкеры обратные рейсы будут делать порожняком. 

Зато, как указывают инициаторы идеи, использование подобного атомохода-гиганта для перевозок СПГ, скажем, с полуострова Ямал в Мурманск позволит значительно сэкономить на ледовой проводке, которая при таком варианте транспортировки топлива становится совершенно излишней. 

Длина спроектированного «Малахитом» подводного корабля в чертежах составляет 360 метров, что совершенно не случайно строго укладывается в размеры самого крупного причала порта Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря, - пишут источники в Интернете. К сожалению, в Интернете не нашлось ничего о том, как подводный гигант будет работать на трассе Севморпути. Ахиллесовой пятой СМП всегда были предельно малые глубины. Как пишут специалисты, арктические моря в основном мелководны. Так, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море глубины до 20 метров занимают половину площади акватории и даже более. Получается, что «Пилигрим» на восток вряд ли протиснется, по крайней мере, в подводном положении. А ведь именно восточное направление сейчас наиболее перспективно для вывоза газа. 

Баренцево море не в пример глубже. Но чтобы попасть туда из Сабетты, потребуется пройти Карское море. Средние глубины в центральной части там приемлемые - от 50 до 70 метров. На мелководье менее 20 метров приходится 9 процентов площади акватории. Это, кстати, тоже немало. Но самое главное, что, как уточняют многие источники, дно здесь очень неровное, и повсюду попадаются банки с глубинами от 8 до 15 метров. 

 

Да и с причалом Сабетты не все гладко получается. Длину-то все посчитали, но никто почему-то не заглянул в справочник глубин. Даже после углубительных работ Сабетта может принимать суда с осадкой до 12 метров. Глубина у ее причала - 15,2 метра. А значит, даже в надводном положении «Пилигрим» с полной загрузкой сможет выйти оттуда, что называется, царапая пузом по дну. Так что проект интересный, но требует дополнительного осмысления.