Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Объём грузоперевозок по Северному морскому пути в настоящее время уже превысил показатели советского времени и продолжит расти. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на форуме ВТБ «Россия зовет!». При этом глава государства отметил, что рост грузопотока обусловлен не только западными санкциями, но и естественными причинами.

Президент отметил, что российский товарооборот с рядом зарубежных стран увеличивается, поэтому пропускная способность уже существующих путей перестаёт полноценно справляться с возросшим грузопотоком. Кроме того, свою роль сыграли и проблемы с проходом судов через Суэцкий канал. Из-за них доходы египетского бюджета сократились уже почти на треть — эти данные демонстрируют масштаб проблемы.

Вместе с тем, национальный лидер признал и негативный эффект от санкций, введённых коллективным Западом. Весной курирующий энергетический сектор вице-премьер Александр Новак предположил, что вместо планируемых 80 млн тонн грузооборот на СМП в 2024 году составит только 40 млн тонн, а «Росатом» прогнозировал 36 млн тонн. Тем не менее, пока что планы не пересматривают.

Об интересе зарубежных стран к Северному морскому пути мы пишем постоянно. Китай готов строить для СМП контейнеровозы, Индия хочет перенаправить туда часть грузов с Суэца, ОАЭ вместе с РФ выстраивает новый глобальный маршрут, включающий Севморпуть. Интерес к Арктике проявил даже Узбекистан. Таким образом, СМП постепенно перестаёт быть дорогой для вывоза углеводородов и превращается в полноценную международную транспортную артерию.

Планы по годовой загрузке СМП в районе 80 млн. тонн сохраняют свою актуальность, заверил вице-премьер Алексей Оверчук на полях саммита АТЭС. По итогам 2023 года грузооборот по СМП составил 36 млн тонн. Очевидно, что зампредседателя правительства воспользовался площадкой в Перу, чтобы лишний раз прорекламировать водную магистраль как кратчайший и наиболее безопасный маршрут из Европы в Азию

Россия постепенно наращивает инвестиции в развитие Севморпути СМП. Это не только строительство ледокольного флота, но и портовая инфраструктура, система космического мониторинга метеообстановки. Саммит АТЭС должен послужить новой отправной точной в дальнейшем развитии СМП. В первую очередь за счет сотрудничества с заинтересованными дружественными странами. Особенно остро это проявляется на фоне недовольства работой ВТО и потенциальной угрозой продовольственной безопасности. СМП в этом отношении является весьма перспективным направлением для стран АТР

Между тем ранее компания Росатом указывал, что по итогам 2024 года объем перевезенных по СМП грузов составит около 36 млн. тонн. Весной вице-премьер Александр Новак говорил, что эта величина достигнет 40 млн тонн. Снижение плановых показателей носит объективный характер, так как многие проекты, ключевые для загрузки СМП, оказались под давлением из-за санкций.

Европейские страны, несмотря на введенные санкции и соответствующую риторику, все-таки продолжают пользоваться российским газом через обходные пути. Одним из государств, нашедших лазейку в собственных правилах, стала Германия. При этом для отвода глаз страна недавно отвергла судно с российским сжиженным природным газом (СПГ), но продолжает косвенный импорт через соседей по Евросоюзу.

Позиция Германии не импортировать российский газ напрямую по трубопроводу или в виде СПГ сохраняется, но немецкий импорт газа в страну продолжается опосредованно, через газовую сеть европейского континента. Так, ранее ЕС ввел в действие механизм, позволяющий отказывать в бронировании мест на СПГ-терминалах судам, перевозящим российский газ, в первую очередь из Арктики. Так и произошло с судном «Федор Литке», перевозившим партию по проекту «Ямал СПГ».

Тем временем, продолжается импорт со стороны немецкой государственной энергетической компании Sefe российского арктического СПГ по долгосрочным контрактам и поставке его во французский порт Дюнкерк. Отсюда СПГ регазифицируется и транспортируется по всей Европе, в том числе в Германию.

Как мы отмечали ранее, российский природный газ и СПГ по-прежнему составляют значительную долю европейских поставок — от 15 до 20%. При этом уже в 2025 году Евросоюз может попробовать дополнительно ужесточить действующие нормы на фоне смены Венгрии на Польшу на посту председателя ЕС. Если Польша продавит решение о сокращении притока российского СПГ на континент, это неизбежно отразится на европейских потребителях, и так страдающих от чрезмерно высокой цены на энергоносители.

Новое соглашения между Министерствам по развитию Дальнего Востока и Арктики и банком ВТБ должно стимулировать развитие транспортной и портовой инфраструктуры Севморпути (СМП) за счет финансирования проектов в приоритетных отраслях. Также это станет очередным примером ГЧП в Арктике и подтолкнет иные корпорации активнее подключаться к инвестированию в русский Север.

Банк под управлением Андрея Костина принимает участие в финансировании различных проектов на территории АЗРФ и Дальнего Востока с 2012 года. Особняком стоит финансирование инфраструктуры Севморпути. Кроме того, банк берет на себя реализацию социально значимых проектов в отдельных арктических регионах.

Есть вероятность, что банк ВТБ вложится в строительство пятого и шестого ледоколов серии 22220. Речь может идти о десятках млрд рублей. Банк уже реализует проект по строительству третьего и четвертого серийных атомных ледоколов той же серии.

Для банка ВТБ столь активное участие в арктической повестке станет дополнительной рекламой и попыткой привлечь новую аудиторию, а также закрепить свой имидж как системообразующей организации. Для профильного Министерства это новый серьезный игрок, обладающий финансовыми ресурсами и готовый поддержать капиталоемкие проекты в Арктике. Тем самым, будет снижена финансовая нагрузка на государство, что даст возможность перераспределить денежные потоки и ускорить сроки реализации отдельных проектов на Севере. В настоящее время в Арктике реализуется 945 новых инвестпроектов на 2 трлн. рублей.

Логистические проекты на евразийском пространстве стали значимой темой заседания Высшего Госсовета Союзного государства в Минске с участием президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко.

Одним из ключевых элементов российско-белорусской интеграции выступает транспортный комплекс. Активная работа транспортников объективно подтверждается — текущие показатели объема перевозок грузов и пассажиров уже превышают итоговые цифры 2023 года.

Параллельно запускаются новые межрегиональные маршруты, ведется модернизация автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, наращивается воздушное сообщение между двумя государствами.

По итогам заседания Белоруссия рассчитывает «подключиться» к новым экспортным маршрутам. В частности, большой интерес Минск проявляет к Севморпути, пилотные отправки подтвердили эффективность этого коридора. В перспективе на Балтике появится белорусский порт.

Еще один важный для Белоруссии мультимодальный маршрут — МТК «Север — Юг». С его помощью экспортеры смогут доставлять товары в страны Ближнего Востока, Африки и юго-восточной Азии.

Лукашенко также активно лоббирует продление высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург до г. Минска. В этой конфигурации трасса может стать драйвером для целого ряда отраслей — в частности, туризма.

Отметим, что в Москве и Минске благодаря взаимодействию в рамках Союзного государства эффективно нейтрализуют негативный эффект западных санкций. Повышение логистической связности на горизонте до 2035 года завершит процесс переориентации экспорта на новые рынки.

В октябре 2024 г. представители компании «Росатом» приняли участие в первом заседании в Нью-Дели российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству по Северному морскому пути.

C российской стороны рабочую группу возглавил специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, с индийской – заместитель министра портов, судоходства и водных путей Раджеш Кумар Синха.

Во время встречи обсудили целевые показатели транзитного российско-индийского грузопотока по Северному морскому пути, совместные проекты в сфере арктического судостроения и возможность обучения индийских моряков полярной навигации.

Также на заседании прорабатывался проект меморандума о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индии в области развития сотрудничества по морским перевозкам в акватории Северного морского пути (СМП).

Ранее профильные организации России и Индии обсудили возможности системных поставок российских энергоресурсов (нефть, уголь и сжиженный природный газ) из северо-западных портов России по СМП в порты Индии с перевалкой в российских дальневосточных портах. Прорабатываются варианты кооперации в рамках проекта «Евроазиатский контейнерный транзит», направленного на организацию пилотной линии по международному контейнерному транзиту через Севморпуть.

 Россия и Индия рассматривают возможность совместного производства судов ледового класса для Северного морского пути, сообщил Денис Мантуров: «Буквально в сентябре была уже направлена индийская делегация в Россию по этому проекту. Речь шла об обучении в первую очередь и экипажей с индийской стороны, и совместном производстве либо строительстве у нас судов ледового класса, которые будут обеспечивать проводку по этому маршруту», — сказал он.