Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Интересная правовая коллизия появится в скором времени, а именно 26 июня 2025 года  когда вступит в силу Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 года.

Выяснилось, что положения этой конвенции противоречат другому международному договору – Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года. Речь идет о том, что в 2019 году вступили в силу поправки к Базельской конвенции, сторонами которых являются более 100 государств, и эти поправки запрещают экспорт опасных отходов, условно говоря, из развитых стран в развивающиеся. Изюм в том, что судно в понимании Базельской конвенции является опасным отходом.

Другими словами, отправить судно на утилизацию из, допустим, ЕС в Азию, как выяснилось, не так просто, и многие годы выстраиваемый международный механизм безопасной и экологичной утилизации судов имеет все шансы не заработать.

Умные головы в рамках Конференции сторон Базельской конвенции уже начали прорабатывать возможные поправки. А в качестве временной меры в рамках ИМО осенью была согласована прилагаемая временная рекомендация о том, что если требования обеих конвенций распространяются на утилизацию судна, то вовлеченные государства должны, по сути, направить письмо в Секретариат Базельской конвенции с честным благородным словом, что такая утилизация будет проходить при соблюдении наивысших стандартов экологического менеджмента.

 

Вопрос формального соответствия этой схемы положениям Базельской конвенции остается открытым, но других вариантов на сегодня особо и нет, если государства не хотят упереться в правовой тупик и поставить под сомнение перспективы успеха на поприще глобального повышения экологических стандартов утилизации судов в связи с вступлением в силу Гонконгской конвенции.