Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

В поддержку единого комплексного проекта «Развитие Арктической зоны Российской Федерации и Северного морского пути» высказался помощник президента РФ и глава Морской коллегии Николай Патрушев. Буквально накануне мы писали, что выделить развитие Северного морского пути и Арктики в отдельный нацпроект предложил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

При этом Патрушев не просто предложил создать проект, но и уверенно обозначил его конкретные контуры. Целью проекта заявлена консолидация управленческих и финансовых инструментов, а также синхронизация мероприятий по развитию АЗРФ, СМП и внутренних водных путей.

Патрушев предложил включить в единый проект шесть направлений:

обеспечение национальной безопасности;

создание в Арктической зоне комфортной городской среды;

развитие минерально-сырьевых центров АЗРФ;

развитие Севморпути как национальной транспортной магистрали;

развитие науки и технологии в интересах освоения Арктики;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Учитывая проработанность изложенной инициативы, политический вес Николая Патрушева и упомянутую им поддержку идеи президентом РФ Владимиром Путиным, можно уверенно предполагать, что отдельному арктическому нацпроекту — быть.

В мировой судоходной отрасли наблюдаются различные тенденции среди ведущих контейнерных портов мира, отражающие значительные изменения в связности и объемах грузов, которые влияют на конкурентную среду на Дальнем Востоке, Ближнем Востоке и в Трансатлантике.

Дальний Восток по-прежнему лидирует в сфере контейнерных перевозок, а такие крупные порты, как Шанхай, Сингапур, Нинбо и Пусан, занимают топовые позиции:

• Шанхай — лидер с рекордным оборотом в 49,16 млн TEU в 2023 году.

• Сингапур на втором месте с 39,01 млн TEU.

В период с 1 квартала 2023 года по 3 квартал 2024 года пропускная способность Дальнего Востока выросла на 4,57%, укрепив его позиции в качестве ключевого региона морских перевозок.

Кроме того, на Ближнем Востоке, где расположены такие важнейшие порты, как Джебель-Али и Танжер, с 1 квартала 2023 года по 3 квартал 2024 года рост пропускной способности составил 2,75%, что подчеркивает его стратегическую роль как связующего звена для торговли между Востоком и Западом.

Рост транспортной доступности Ближнего Востока является частью больших усилий по диверсификации экономики и укреплению логистической инфраструктуры, что делает его важнейшим центром перевалки грузов и международной торговли. Однако по общему уровню транспортной доступности и объемам грузов он все еще отстает от Дальнего Востока.

И в то время как Дальний Восток демонстрирует высокие показатели пропускной способности и отлаженной цепи поставок, Ближний Восток использует свое стратегическое положение для укрепления своих позиций на рынке, хотя и более умеренными темпами.

В то же время в важнейших портах Трансатлантического маршрута, связывающего рынки Северной Америки и Европы, наблюдалось незначительное снижение пропускной способности — в среднем на 0,63% за тот же период. Несмотря на это, Трансатлантический коридор остается ключевой осью для контейнерной торговли.

 

«Все эти тенденции свидетельствуют о смещении глобальной морской торговли в сторону Юго-Восточной Азии, а Ближний Восток выступает в качестве важнейшего перевалочного узла, соединяющего Европу и Азию, на фоне более широких усилий арабских стран по диверсификации экономики».