Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Северный морской путь представляет собой не только транспортную магистраль, но и интеграционный проект, который объединяет усилия в сфере экономики, инфраструктуры и технологий. В истории уже был аналогичный подход в 30-х годах, когда для широкого освоения Севморпути было создано отдельное управление.
Поступают предложения от глав регионов пойти дальше и отделить развитие Северного морского пути и Арктики в отдельный нацпроект. Считается, что это позволит достичь необходимых результатов по ускоренному развитию. Тем не менее, его развитие как логистической артерии по-прежнему остаётся на первом плане. Судоходство по Севморпути сталкивается с множеством проблем, и главной из них является нехватка судов ледового класса и ледоколов.
Правительство России рассматривает возможность введения с 2028 года арктического инвестиционного сбора для грузоотправителей, используемых на Северном морском пути. Этот сбор будет взиматься в виде добавки к плате за ледокольное сопровождение, а полученные средства будут направлены на строительство необходимых судов. Однако грузоотправители уже сейчас жалуются на высокие тарифы за ледокольную проводку, при этом никаких скидок не предлагается.
Хотя Россия обладает самым большим флотом ледоколов в мире, действующие суда способны прокладывать каналы шириной только 33-34 метра, в то время как крупным танкерам класса Panamax и Snesmax требуется ширина 40-50 метров. Более того, многие порты на Севморпути требуют значительной модернизации, включая дноуглубление, строительство новых причалов и обновление навигационной инфраструктуры. Это касается и морского порта “Тикси” , который недавно получил возможность принимать иностранные суда в соовтествии с Распоряжением Правительства России, а также проработка проекта глубоководного порта-хаба “Найба”. В Рамках комплексного обновления инфраструктуры и развития агломерации “Тикси-Найба” разработан мастер-план, затрагивающией и развитие социальный сферы. Этот процесс уже начат, но требует много времени и значительных финансовых вложений.
Кроме этого, освоение Арктики и Северного морского пути стимулирует развитие инновационных технологий, особенно в области беспилотной авиации. Холдинг «Вертолеты России» из госкорпорации Ростех адаптирует свои беспилотные вертолеты БАС-200 для работы на ледоколах в Северном Ледовитом океане. Эти вертолеты могут использоваться для транспортировки грузов, ледовой и геологической разведки и спасательных операций.
Таким образом, выделение развития Северного морского пути в отдельный национальный проект станет импульсом для улучшения инфраструктуры Арктики, что в свою очередь повысит её привлекательность для жизни и бизнеса, возможно, запустив «вторую волну» освоения этого макрорегиона. Сложные климатические условия потребуют внедрения инновационных технологических решений, которые далее можно будет применять в других сферах. Поэтому инициатива по созданию нацпроекта для Севморпути по мнению ряда экспертов представляется рациональной.