Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Обновлению судов, работающих на Севморпути, оказывается мешает отсутствие единых стандартов и краткосрочность контрактов. Спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов на заседании президиума Совета законодателей РФ при Федеральном собрании заявил, что основными проблемами существующей системы северного завоза являются отсутствие единого стандарта в логистике и небольшой срок контрактации с судовладельцами. Сейчас контракты для северного завоза заключаются на один год и поэтому судоходные компании не могут планировать свою инвестиционную деятельность. В связи с этим по данным «Росатома» средний возраст судов, работающих на Севморпути, составляет 32,8 года.

В 2023 году был принят и в апреле 2024 г. вступил в силу Федеральный закон «О Северном завозе». Теперь единым федеральным координатором северного завоза выступает Минвостокразвития РФ. Когда закон заработает в полную силу, развернется новый федеральный координатор, введут новые стандарты и сделают многолетними контракты — и пойдут мощным потоком на трассу Севморпути новенькие суда высоких ледовых классов.

А пока остается только выражать свою озабоченность очередным крупнотоннажным разливом мазута у берегов Керченского пролива. Там только что опять потерпели крушение два почти полувекового возраста суда-ветераны проекта «Волгонефть». В 2007 году такое уже было. В 2024 г. еще раз произошло. Существует и отсутствие мощностей по строительству новых гражданских судов, трудности и с заказами в Китае, то хотя бы в Индии, высокие кредитные ставки и многое другое.

Сразу три из 81 танкера типа «Волгонефть» в середине декабря 2024 попали в чрезвычайные ситуации в Черном море. Как долго это будет продолжаться?

В России в настоящее время имеется  81 танкер «река-море» типа «Волгонефть». Все они находятся под надзором Российского классификационного общества. Самое старое из этих судов было построено еще в 1962 г (62 года назад — музейный экспонат!), а самое новое — в 1982 г.

В середине декабря 2024 г в Керченском проливе две «Волгонефти» затонули, а одна имела такую возможность, но осталась на плаву.

«Волгонефть 212» шла из  Саратова в порт Кавказ с грузом мазута. 15.12.2024 в Керченском проливе в условиях сильного шторма она разломилась на 2 части.

«Волгонефть 239» также с грузом мазута шла из порта Азов в порт Кавказ. Аналогичный разлом корпуса на 2 части.

Итог — по официальным данным утечка мазута в объеме 3,7 тыс. т из почти 9 тыс.т, находившихся на борту этих судов.

17.12.2024 в акватории порта Кавказ подал сигнал бедствия танкер «Волгонефть 109». Был поврежден грузовой отсек, но корпус выдержал, разрушения судна и еще одной утечки не случилось.

То, что в сильный шторм танкеры «Волгонефть» могут разваливаться - было давно и хорошо известно. В ноябре 2007 г. «Волгонефть 139» также потерпела крушение в Керченском проливе и из образовавшихся двух ее частей тогда в море попало 2 тыс. тонн нефтепродуктов.

В последние годы делались попытки выводить танкеры «Волгонефть» из эксплуатации. В 2015 г. вступили в силу новые требования конвенции МАРПОЛ-73/78, которым не удовлетворяла значительная часть судов этого типа. В 2018 начали применяться очередные ограничения конвенции МАРПОЛ. В результате судовладельцы были вынуждены либо вывозить эти танкеры из эксплуатации, либо проводить дорогостоящие переоборудования корпусов.

С 1.01.2028 года  российское законодательство ввело запрет на эксплуатацию однокорпусных нефтеналивных судов. Исключением стали суда, работающие в Ленском водном бассейне.

Сейчас опрошенные эксперты предполагают, что в скором времени эксплуатация судов типа «Волгонефть» все-таки будет полностью запрещена, что выведет из эксплуатации нефтеналивной флот общим дедвейтом около 300 тыс.тонн.

На заседании президиума Совета законодателей РФ при Федеральном собрании РФ озвучен средний возраст судов - составляет 32,8 года, а возраст сухогрузов и нефтеналивных судов достигает 31,6 и 32,7 года соответственно.