Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Береговая охрана США (US Coast Guard) и Объединенный программный офис ВМС США (US Navy Integrated Program Office) - получили одобрение на начало строительства первого Полярного охранного дизельного ледокола (Polar Security Cutter, PSC) для Береговой охраны США.

В заявлении Береговой охраны говорится, что PSC станет первым тяжелым полярным ледоколом, построенным в США за более чем пять десятилетий.

Работы выполняются Bollinger Mississippi Shipbuilding (ранее VT Halter Marine) в Паскагуле, штат Миссисипи, которая является основным подрядчиком по проектированию и строительству будущего флота PSC. Береговая охрана отметила, что это решение продолжает работы, начатые летом 2023 года, в рамках инновационного подхода, направленного на сокращение сроков поставки этих критически важных национальных активов.

Одобрение включает восемь прототипных единиц для оценки сборки (Prototype Fabrication Assessment Units, PFAUs), которые в настоящее время строятся или запланированы. Этот подход с использованием PFAU был структурирован как прогрессивный метод, позволяющий судостроителю укрепить навыки сотрудников и оптимизировать методы строительства перед переходом к массовому производству.

Оперативный флот полярных ледоколов Береговой охраны в настоящее время включает один тяжелый ледокол, длиной 122 метра и водоизмещением 13,8 тысячи тонн, «USCGC Polar Star», введенный в эксплуатацию в 1976 году, и один средний ледокол, длиной 130 метров, «USCGC Healy», введенный в эксплуатацию в 1999 году. Кроме того Служба (US Coast Guard) - недавно приобрела за 125 мл.долл. коммерчески доступный буксировочный полярный ледокол «Aiviq» для обеспечения дополнительного присутствия и выполнения задач в Арктике.

Он будет базироваться на Аляске, но сперва судно придётся восстановить, а также построить для него причал и береговые сооружения. При этом купить Aiviq предлагали ещё в 2015 году, однако в береговой охране предложение отвергли, указав, что судно не годится для военных операций. Поэтому его приобретение — это жест отчаяния.

Ледокольный флот США на фоне российского выглядит не просто слабым, а откровенно ничтожным. Можно ли, вообще, называть флотом пару дышаших на ладан судов? Тем не менее, хотелось бы предостеречь соотечественников от шапкозакидательства. Во-первых, то, чего нет у США, есть у их союзников — мы уже приводили разбор, согласно которому совокупный ледокольный флот НАТО вполне сопоставим с российским.

 

А главное — то, что время не стоит на месте, и спустя 10-20 лет всё может очень сильно измениться. Мы видим это на примерах самых разных стран и объединений, включая Россию. Поэтому почивать на лаврах и считать себя вечными и неизменными лидерами ледокольной гонки нельзя — нужно принимать меры к сохранению своего лидерства. Для этого нужны собственные программы судостроения, которые на долгосрочном треке окажутся эффективнее американских.