Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

2024-й – первый год с новым Генсеком Международная морская организация (ИМО). Какое-то время у него ушло на перестановку кроватей в Секретариате, плюс наложились события в Красном море, которые начали отнимать много времени и без особого, прямо скажем, результата. Но потом вроде ничего, раскачался.

Хотя некоторые неправительственные организации, по слухам, жалуются на него. Слишком, мол, дерзок по сравнению с предшественником. Вполне вероятно, ведь что можно ждать от человека, у которого в кабинете на полке, лицом к посетителям, стоит собственный портрет в образе генерала эпохи деколонизации Латинской Америки, с эполетами и аксельбантами и устремленным вдаль героическим выражением лица. Впрочем, с делегациями государств герой колчаковских фронтов ведет себя подчеркнуто вежливо.

Итак, пробежимся по основным и наиболее резонансным итогам и событиям этого года в ИМО.

В июле вступили в силу новая глава СОЛАС и Международный кодекс по безопасности судов, перевозящих производственный персонал (персонал буровых платформ и прочих офшорных объектов, не входящий в состав экипажа и не рассматривающийся как пассажиры). Посмотрим, насколько востребован будет этот правовой режим.

А вот Кейптаунское соглашение о безопасности рыболовных судов так и не достигло необходимых для вступления в силу условий, несмотря на неимоверные усилия Секретариата. Уломать присоединиться удалось одну Намибию, но это не особо помогло.

Зато принята пересмотренная Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несению вахты 1995 г. – ПДНВ-Р Требования к рыбакам, насколько возможно, унифицированы с требованиями к членам экипажей морских судов в Конвенции и Кодексе ПДНВ. Конвенция ПДНВ-Р вступит в силу через год.

Не очень резонансная, но крайне важная работа по актуализации документов ИМО в области безопасности мореплавания вылилась в ряд принятых в 2024 г. поправок к СОЛАСу и связанным кодексам по тематике спасательных средств, противопожарной защиты, устройств аварийной буксировки и др.

Морские автономные надводные суда (МАНС) – разработка рекомендательного кодекса по безопасности МАНС съехала вправо. Это и не удивительно. Тематика крайне непростая. Необходимо решить много технических и юридических вопросов. Новый срок принятия кодекса – май 2026 г. Далее предполагается пара-тройка лет на накопление опыта, а потом разработка обязательного кодекса и поправок к СОЛАС в горизонте до 2030 г.

Продолжался комплексный пересмотр Международной конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты (ПДНВ). На сегодня эта работа нацелена на определение пробелов в регулировании и выработку общего понимания направлений и порядка внесения изменений. Между тем в 2024 г. приняты поправки к Конвенции ПДНВ о включении в обязательный перечень требований по «компетентности в области личной безопасности и общественных обязанностей». По-простому – каждый моряк должен будет знать, что домогаться других моряков и издеваться над ними – это плохо.

Продолжились политические баталии. Черное море, Красное море, Желтое море (три цвета, пока к счастью кроме Белого) – все конфликты в разной степени горения или разморозки так или иначе нашли отражение в повестке органов ИМО, но без каких-либо прикладных решений. Политики становится все больше, это ожидаемо с учетом роста турбулентности в мире, ИМО не может оставаться в вакууме.

Очень быстро разработали и приняли два новых района контроля выбросов окислов серы и азота в Норвежском море и Канадской Арктике. Очень серьезный шаг по ужесточению экологических требований для судоходства в Арктике. Такая скорость принятия стала возможной, среди прочего, благодаря графику работы органов ИМО в этом году с двумя сессиями Комитетов. Соответственно, удалось завершить за один год весь цикл рассмотрения, одобрения и принятия поправок к конвенциям.

Началась активная возня вокруг тематики разработки мер регулирования подводного шума с судов. Одобрили план на предстоящие годы, пересмотренное рекомендательное руководство по снижению подводного шума, призвали заинтересованные стороны делиться опытом применения. Пока, скорее, готовится почва для предметной дискуссии - собираются данные, проводятся исследования. До разработки требований еще далеко, хотя голоса нетерпеливых в эту сторону уже звучат.

Продолжилась героическая борьба с ветряными мельницами парниковыми газами. Начался пересмотр требований МАРПОЛ по эксплуатационной углеродоемкости с прицелом на ужесточение, а также в параллели – разработка новых требований в отношении предельного содержания парниковых газов в топливе и меры рыночного характера (углеродный сбор, элементы торговли квотами на выбросы). Основная работа по этим вопросам предстоит весной следующего года, и по плану пересмотренные и новые требования должны быть приняты в октябре, чтобы вступить в силу в 2027 году кровь из носа, иначе, как говорят некоторые, Земле капец, ибо климатический кризис за окном.

Связанная с парниковыми газами тематике оценки рисков использования альтернативных видов топлива наконец-то нашла более-менее живительную почву, и ИМО приступила к рассмотрению вопросов безопасности экипажа и судов, которые используют новые виды топлива и технологии. Хотя вопрос приоритетов остается спорным. Весь год бились над разработкой рекомендаций по безопасности судов при использовании водорода, и пока без результатов. Впрочем, и другие виды топлива в той или иной мере находились в фокусе внимания, даже ядерное.

Продолжился планомерный и неспешный пересмотр балластной конвенции. В тени парниковых газов это направление в ИМО чувствует себя более-менее спокойно. Никто не подгоняет, поэтому эксперты не спеша прорабатывают различные спорные вопросы и обнаруженные пробелы в регулировании по итогам первых лет опыта применения требований по управлению балластными водами. Хотя не стоит рассчитывать на то, что общая планка требований будет по итогу снижена.

Тематика выбросов черного углерода в Арктике наконец материализовалась в одобрении двух рекомендательных документов – по методике учета выбросов и по возможным мерам контроля. По логике теперь надо собирать и анализировать данные и готовить материальную базу для разработки требований в перспективе, или понимания, что ничего делать и не надо. Но нормальная логика сейчас не в моде, и в следующем году услышим очередные призывы срочно начать регулировать выбросы черного углерода в Арктике, например путем введения полярного топлива или похожего рода инициатив.