Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) собирается обсуждать новый района контроля выбросов в Северной Атлантике. Эксперты дали четкую и наглядную информацию о новом районе контроля выбросов окислов серы (SECA) и азота (NECA), в который войдут экономические зоны Испании, Франции, Великобритании, Ирландии, Исландии и Дании (Гренландии). Если сейчас такие ограничения действуют в Балтийском и Северном морях, а с 2026 к ним добавятся прибрежные воды Норвегии и Канады, то в случае принятия нового района старые сольются с новыми и полностью перекроют северную Атлантику, а также основные судоходные маршруты вдоль берегов Франции и Испании. В случае, если поправки в МАРПОЛ будут приняты в 2025 г, то они могут начать действовать уже в 2027 г.

Упорное нежелание российских морских чиновников заняться всерьез переходом на экологически менее вредные виды судового топлива, хотя бы СПГ, похоже ведут к логическому концу этой игры в «кошки-мышки». Можно, конечно, заявить, что в этих условиях можно и нужно ходить по Севморпути (СМП), благо он суверенно российский и на нем проблемы выбросов-сбросов особо никого волновать не будут. Начиная с того, кто там все это будет контролировать. Но с круглогодичным арктическим судоходством в восточном секторе СМП пока что-то не очень. Выполнение директивных показателей для общего объема перевозок по СМП в 2024 г достигли рекордные 48%. Может быть, наступает время, когда надо слегка отключиться от такой риторики и реально задуматься над тем, как работать дальше по развитию судоходной отрасли?

Что касается самой IMO, то некоторые заявления откровенно выбиваются даже из сегодняшней «нормальности». При обсуждении тематики сокращения выбросов «черного углерода» с судов в Арктике «зеленые» отличились заявлением примерно вот такого содержания:

«Мы против выбросов «черного углерода» в Арктике. Из-за них становится меньше арктических животных – нарвалов, моржей и пр. Соответственно, коренные народы Севера в рамках поддержания традиционного образа жизни не имеют возможности вести своё хозяйство в отношении арктических животных в достаточном количестве».

На последней 82-й сессии Комитета по защите морской среды IMO в Лондоне, в которой принимала участия российская делегация, было одобрено Руководство IMO по наилучшей практике в отношении рекомендуемых целевых мер контроля для сокращения воздействия на Арктику выбросов черного углерода от международного судоходства.