Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Объем грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП) в 2024 году стал рекордным. За 12 месяцев грузопоток составил 37,9 млн тонн, в 2023 году — на 1,6 млн меньше, сообщила госкорпорация «Росатом». «За 2024 год грузопоток составил 37 893 531,9 тонн, что превышает предыдущий рекордный результат более чем на 1,6 млн тонн. Также в 2024 году было совершено рекордное количество транзитных рейсов — 92, поставлен рекорд по транзитным грузам — более 3 млн. тонн.

Среди других рекордов — количество заявлений на плавание в акватории СМП. В 2024 году их было 1312. До этого максимальное количество составляло 1228. В прошлом году по СМП прошел самый большой в истории контейнеровоз длиной 294 метра. Проведено уникальное ледокольное сопровождение в сложных ледовых условиях земснарядов с востока в Обскую губу. Этот рекорд — лишь 47% от директивного планового показателя в 80 млн. тонн в 2024 г. 

Строится достаточное количеств атомных ледоколов. Заложен ледокол «Ленинград», спущен на воду ледокол «Чукотка», поднят флаг на ледоколе «Якутия». Нужны суда высоких ледовых классов для продолжения наращивания вывоза российских полезных ископаемых. 

Есть вопросы к существующей системе ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, который мы сейчас наблюдаем в Керченском проливе. Официально разлилось 2400 тонн мазута, который загрязнил уже сотни километров берегов. И возникающие трудности в локализации и уборке его с водных пространств.

Концепция Большого Севморпути получила поддержку руководства страны и теперь предстоит создать новый транспортный коридор от порта Калининград до порта Владивостока с связанной с ним инфраструктурой — речными портами и железнодорожным транспортом. 

Уже сейчас в западном секторе СМП фактически осуществляется круглогодичная навигация с помощью ледокольной проводки. Представитель Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Илья Чернов выразил надежду, что в ближайшем будущем такая навигация станет доступной и в более сложном восточном секторе, превратив СМП в полноценный транспортный коридор, понятный и доступный для грузоотправителей.

Реализация проектов по развитию Севморпути идёт успешно: в рамках плана предусмотрено более 150 мероприятий на общую сумму 1,8 трлн. рублей, и это, по словам Чернова, «не предел». Среди ключевых инициатив — расширение ледокольного флота, развитие портовой инфраструктуры и совершенствование системы навигационной безопасности.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, перед СМП стоят серьёзные вызовы. Климатические изменения приводят к нестабильности ледовой обстановки, что требует постоянного мониторинга и адаптации маршрутов. Кроме того, геополитическая ситуация и санкционное давление создают дополнительные сложности в привлечении инвестиций и технологий для развития арктической инфраструктуры.

Важным аспектом является и экологическая безопасность. Увеличение трафика по СМП повышает риски загрязнения хрупкой арктической экосистемы, что требует внедрения современных стандартов и технологий для предотвращения и ликвидации возможных инцидентов

Северный морской путь выходит на новый уровень: рекордные объёмы грузоперевозок, рост транзита, движение к круглогодичной навигации. Далее — усиление ледокольного флота, модернизация портов и логистики, чтобы восточный сектор перестал быть полосой препятствий. Пока у России нет конкурентов в арктической логистике, но СМП должен не просто сохранить лидерство, а стать полноценным рабочим маршрутом без сезонных ограничений.

Развитие Северного морского пути требует соответствующего развития отечественного судостроения.

Проект «Ямал СПГ» ввел в работу новенький танкер для перекачки газа с судна на судно около порта Мурманск. Судно North Moon располагается вблизи острова. Кильдин в Баренцевом море. Таким образом метан с проекта «Ямал СПГ» переваливают с газовозов ледового класса Arc 7 на обычные. Танкер построен только в 2024 году, его владельцем выступает Arctic Emerald LNG Shipping (оператор японская Mitsui OSK Lines).

В конце 2024 года в ЕС пришли сильные холода, поэтому европейцам пришлось активно скупать российский СПГ. При этом практически весь газ плыл на танкерах с проекта «Ямал СПГ» в рамках долгосрочных контрактов. В январе США ввели новый пакет санкций против российской нефтегазовой логистики. Теперь грузоотправители и покупатели столкнутся не только с логистическими трудностями, но и ростом стоимости сырья.

Основным поставщиком ледокольных буксиров становится Китай.

Российский морской регистр судоходства (РС) сообщил о заключении договора о классификации 4 буксиров проекта HGC231401, которые будут строиться китайской верфью. Это будут двухвинтовые суда, предназначенные для круглогодичных работ в замерзающих неарктических морях. Символ класса: KM⍟ Arc4 AUT1 IWS escort tug. Два главных двигателя будут работать в режиме безвахтенного обслуживания машинного отделения. Длина судна — 31 м. Район плавания — неограниченный.

Похоже первый опыт — строительство в Китае серии из трех буксиров тоже ледового класса Arc4 проекта DJHC9050/9051/9052 «Хабаровск», «Манорский» и «Шантары» оказался успешным. Они были переданы для работы на угольном терминале «Порт Эльга» в Хабаровском крае в декабре 2024 г. От сообщений про заключение контракта до получения судов в эксплуатацию прошли фантастические для современных условий 9 месяцев.

Виталий Савельев заявил о начале ревизии всего российского танкерного флота. По ее результатам будут определены возможности эксплуатации судов, чтобы в будущем избежать ситуаций, подобных крушению танкеров «Волгонефть» в конце 2024 года в Керченском проливе.

«Мы приступили к реализации решений президента, который нам поручил привести в порядок и законодательную базу, если это требуется, — а это явно нам потребуется сделать, мы сейчас работаем над этим, — и также провести ревизию всего танкерного флота, который сегодня существует в России, с целью определения возможности его эксплуатации и избежания в будущем подобных ситуаций», — приводятся слова вице-премьера РФ.

 

В конце прошлой недели президент Владимир Путин на совещании с членами Правительства России поручил Виталию Савельеву провести комплексную ревизию нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепродуктов, и проверить состояние танкерного флота.