Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Декарбонизация морских перевозок — это не только актуальный экологический вызов, но и сложная экономическая задача. Судоходство сегодня отвечает примерно за 3% мировых выбросов парниковых газов (ПГ), что требует срочных и радикальных мер.

Ценообразование на углерод: основа для стимулирования изменений.

Одним из ключевых механизмов для сокращения выбросов является введение углеродных налогов и систем торговли квотами на выбросы. Например, расширение Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS) на морской сектор стало мощным толчком для перехода отрасли к более чистым технологиям. Судовладельцы теперь обязаны покупать квоты на выбросы CO₂, что делает экологичные решения экономически выгодными.

Однако этих мер недостаточно для покрытия огромных инвестиций, необходимых для внедрения зеленых технологий, альтернативных видов топлива и новой инфраструктуры.

Инновационные подходы к финансированию зеленого перехода:

"Зеленые" транспортные коридоры.

Прямые субсидии на инновации.

Модели смешанного финансирования (blended finance).

Эти инструменты помогают снизить риски для частных инвесторов и масштабировать внедрение возобновляемых источников энергии в отрасли.

Что такое смешанное финансирование?

Смешанное финансирование — это модель, при которой риски и инвестиции делят между собой государственные и частные источники. Это особенно актуально для морской отрасли, где переход на чистые технологии требует значительных затрат.

Как это работает:

Гарантии на первые потери: государственные фонды покрывают первые убытки в случае неудачи проекта, снижая риски для инвесторов.

Льготные кредиты: кредиты с пониженными процентными ставками от государственных организаций для удешевления заимствований.

Техническая поддержка: помощь в планировании и реализации проектов от государственных или благотворительных организаций.

Эти меры делают проекты, которые раньше считались слишком рискованными или нерентабельными, привлекательными для инвестиций.

В перспективе:

Международная морская организация (IMO) работает над глобальными инициативами для гармонизации политики в разных регионах и упрощения процедур соблюдения экологических стандартов. 

Ключевые инструменты для декарбонизации:

- "Зеленые" облигации

- Кредиты, привязанные к показателям устойчивости (sustainability-linked loans)

- Использование углеродных рынков.

 

Для сокращения разрыва между амбициями и реальными действиями необходимы именно такие инновационные финансовые решения. Они помогут объединить экологическую ответственность с экономической целесообразностью, открывая путь к устойчивому развитию судоходства.