Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

В американском издании The Wall Street Journal сообщили, что Россия побеждает в соперничестве за Арктику. Публикация начинается с того, что российские вооруженные силы в регионе стали гораздо более активнее чем раньше. Например, в прошлом году сразу после учений НАТО в Арктике российские атомные подводные лодки отрабатывали пуски ракет по странам альянса. В августе российские и китайские бомбардировщики совершили совместный полет недалеко от Аляски.

Во времена Холодной войны обе стороны имели в Арктике крупное военное присутствие. С ее окончанием все изменилось – Российской Федерации после распада СССР было не до этого, а США, увидев, что противник отступил значительно сократили свои арктические базы. Москва и Вашингтон сотрудничали по таким вопросам, как окружающая среда, рыболовство и безопасность на море. Сейчас же в регионе вновь развертывается противостояние двух стран.

Министерство внутренней безопасности США в 2023 году заявило, что способность Москвы поддерживать сильное присутствие в Северном Ледовитом океане превосходит возможности Вашингтона, что ослабляет американскую безопасность. Россия вновь развертывает свои арктически базы, в том числе «Нагурское» - самый северный военный объект страны. На её территории находятся российские ЗРК С-300 и противокорабельные комплексы «Бастион», а её аэродром способен принимать стратегические бомбардировщики Ту-95.

В США боятся, что потепление в Арктике может привести к тому, что российским кораблям будет легче достигнуть американских берегов, что негативно скажется на их безопасности. Проблема в том, что на Крайнем Севере у американцев попросту отсутствует военная инфраструктура. В 1958 году было создано Norad, американо-канадское командование, целью которого было противостояние СССР в регионе. Но с тех пор его сеть наблюдения, состоящая из спутников, наземных радаров и баз ВВС, устарела. Современные российские и китайские ракеты настолько быстры, что у этой системы мало шансов зафиксировать их полет.

Россия развивает в Арктике в первую очередь не в военном плане, а в экономическом. В 2014 году Северным морским путем воспользовалось 631 судно, в 2024 году — более 1 300. У Северо-Западного прохода Канады немного другие результаты – в 2014 году через него ни пришло ни одно коммерческое судно, в 2024 – всего 18. В США нет арктических глубоководных портов, способных принимать тяжелые контейнеровозы. На большей части Аляски нет автомобильных и железных дорог, что затрудняет доступ к Крайнему Северу. В Канаде же всего один глубоководный порт.

Китай тоже не стоит в стороне. Он активно участвует в экономической деятельности России в регионе, например, инвестирует в энергетические проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2». Москва же, в свою очередь, через Северный морской путь поставляет Китаю нефть. Россия также лидирует в освоении арктических богатств. На долю Арктики уже приходится около 10% ВВП, в том числе 17% от продажи нефти, 80% природного газа и треть всего рыболовства.

США остро не хватает ледоколов – у них таковых всего три, одному из которых 50 лет. У России же около тридцати, а многие из них располагают атомными двигателями, что обеспечивает большую мощность и выносливость.

По словам доцента Сингапурского университета управления Лю Нэнъе, изучающего полярное право, Китай и Россия теперь имеют «всеобъемлющее» сотрудничество в Арктике.

 

«Это и ресурсы, и судоходство, и научные исследования, и военные учения» - сказал он.