Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Освоение Арктики требует технологических решений, способных работать в экстремальных условиях. Связь, навигация и авиация — ключевые звенья северной логистики, от которых зависит не только экономика региона, но и безопасность людей. Пока регионы АЗРФ решают проблемы газификации и инфраструктуры, промышленные гиганты делают ставку на цифровизацию.

Компания "Росэлектроника" разработала модуль телеметрии для работы в условиях Крайнего Севера, который подключается к спутниковой системе «Гонец». Это не просто передача данных, а возможность удалённого мониторинга техники и судов без регулярного обслуживания. В суровых климатических условиях, где температура опускается до -60 градусов, такие решения становятся критически важными для транспортных и добывающих компаний. Теперь лесозаготовительная, строительная и железнодорожная техника, вездеходы, буровые платформы и морские суда могут контролироваться в режиме реального времени, что снижает операционные риски и улучшает логистику.

Но транспорт в Арктике — это не только наземные и морские перевозки, но и авиация. Компания «Ростех» представила информационно-посадочную систему, способную превращать ровные площадки в аэродромы — даже на дрейфующих льдинах. Для арктических регионов это серьёзный шаг вперёд: малой авиации не хватает оборудованных полос, а в условиях суровой зимы альтернативные решения — единственный выход. Комплекс позволяет определять координаты воздушного судна с погрешностью до метра, что делает посадку безопасной даже в сложных метеоусловиях.

Технологическое развитие Арктики идёт в сторону автономности и цифровизации. По мере строительства газопроводов и прокладки новых маршрутов растёт и потребность в системах мониторинга, связи и навигации. Государство продолжает вкладывать средства в инфраструктуру, но без инновационных решений логистика в этих регионах останется узким местом. Вопрос не в том, нужны ли такие разработки, — они уже стали неотъемлемой частью арктической экономики. Теперь важно, насколько быстро они будут внедрены в реальную эксплуатацию.

ИИ-агенты в фрахтовом секторе – реальность ближе, чем кажется. Цифровизация судоходства ускоряется, и теперь в центре внимания – искусственный интеллект (AI) и его роль в чартерных сделках. Мадс Франк Маркуссен, руководитель отдела фрахтовых исследований и FFA в CM Navigator (Copenhagen Merchants), отмечает, что консолидация и финансовизация кардинально изменяют рынок фрахта и торговли сырьевыми товарами. Крупные игроки получают контроль над фрахтовыми мощностями и капиталом, оставляя меньшим компаниям единственный шанс оставаться конкурентоспособными – использовать цифровые и ИИ-инструменты. 

ИИ уже активно внедряется в сферу фрахта:

- автоматизация расчетов: уже сегодня ИИ выполняет более 500 000 расчетов фрахтовых ставок в день;

- умные алгоритмы анализируют физические транзакции и форвардные кривые, снижая влияние спекуляций на рынок FFA;

- ИИ-агенты способны анализировать риски и формировать стратегии на основе огромных массивов данных.

Почему это важно? Раньше фрахт считался второстепенной статьей расходов в торговле сырьем. Но с появлением деривативов судоходные компании и трейдеры используют фрахт как самостоятельный класс активов. Это требует быстрых и точных расчетов, где ИИ становится незаменимым инструментом. 

ИИ в чартеринге – не просто тренд, а необходимость 

Современные языковые модели способны решать сложные задачи, разбивать их на этапы и давать точные прогнозы. 

В будущем ИИ-агенты смогут не только анализировать рынок, но и самостоятельно вести переговоры и заключать чартерные сделки. 

 

Мир судоходства стоит на пороге масштабных изменений, но готов ли бизнес к ИИ-революции?