Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ.
В «Росатоме» прошло IX заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути (СМП). На нем были рассмотрены предложения госкорпорации по совершенствованию организационно-финансовой модели СМП.
Участники заседания указали на необходимость дополнительной проработки некоторых положений модели, с учетом особенностей реализации отдельных арктических проектов.
В завершение председатель Совета, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» С.Франк сообщил, что «Работа над совершенствованием организационно-финансовой модели будет продолжена, исходя из имеющихся поручений президента РФ и правительства РФ».
Гендиректор компании «Росатом» А.Лихачев пояснил: «Для того, чтобы сформировать новую модель, нужно согласие всех заинтересованных сторон – в первую очередь, грузоотправителей. Многие вопросы, по которым надо принять решение, мы уже обсуждали на различных площадках. Это и ледокольное обеспечение, и развитие грузового флота, а также целый ряд конкретных вопросов, связанных с реализацией тех или иных проектов. Задача максимум – согласовать все основные подходы к решению тех проблем, с которыми сталкивается СМП».
Предполагаем, что в переводе с канцелярита на обычный разговорный язык это означает достижение баланса финансово очень емких желаний и намерений компании «Росатома» по организации перевозок по Севморпути с готовностью грузотправителей платить за все это. Это проблема первая.
Проблема вторая - буйная фантазия лоббистов отдельных арктических проектов, которые на деле оказываются несостоятельными по окупаемости, по техническим возможностям их реализации, и, тем более, по срокам.
Так что если задача максимум и будет достигнута — все будет согласовано на словах и даже на бумаге, не факт, что все это сработает в реальности. Впрочем, это будет уже не в первый раз. Контрольные показатели СМП на 2024 год известны. Когда у нас следующие?