Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ.
«Консервативный» поворот американской политики стимулировал новый виток российско-американского партнерства. Первое, о чем стоит сказать. Северный морской путь (СМП), так как именно Арктика стала непосредственным предметом, состоявшихся в г. Эль-Рияде переговоров между нашими странами. И чуть ли не единственной конкретной экономической темой этой встречи.
Долгое время в вопросах развития Арктики мы балансировали между интересами Запада и Азии, что давало нам лидерство, доступ к технологиям и возможность динамично развивать логистику СМП. Как только баланс сил сместился в сторону Китая, мы получили риски потери уникальных конкурентных преимуществ в проекте.
Для США объединение интересов России и Китая в Арктике создают практически непробиваемую стену. Отсюда и интерес Трампа к Гренландии. Совместная работа России и Америки на арктическом континенте позволяет возобновить равновесный баланс сил мировых экономических гигантов (США и Китая) при сохранении лидерства России в Арктике и на СМП.
Тема МТК Север-Юг. Несмотря на то, что встреча в Саудовской Аравии совпала с Каспийским экономическим форумом, на котором демонстрировалась дружба с Ираном, что может расцениваться как элемент большой геополитической игры, не исключено, что это простое совпадение.
Однако, разговоры об МТК Север-Юг пока не соответствую делу. С 27 года ж-д проект Решт-Астара переносится вправо уже на 30 год. А озвученная стадия текущих работ по проекту – изыскания, предполагает самые разнообразные возможности. На фоне того, что проектный офис ВТБ затормозил исследования трассировки ж-д колеи 1520 мм до Бендер-Аббаса, понятно, что многое в теме Ирана будет определяться не логистикой, а геополитикой. А значит приходится констатировать, что МТК СЮ развивается не так как хотелось бы.
Восточный полигон, развитие которого частично приостановлено срезанной инвестпрограммой РЖД на 2025 г, рискует остаться в текущем состоянии. Из всех направлений он менее всего зависит о российско-американских отношений, но все же снижение политической остроты восточного разворота дополнительно мотивирует приостановку инвестиций в ж-д развитие в 2025 году.
Если все пойдет к снятию санкций США, акцент будет сделан на логистику Север-Запад РФ. С облегчением вздохнут порты Мурманской области. Возобновятся программы развития Мурманского, Усть-Лужского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. Тут появятся и средства, и оптимизм. Думается, что тема затронет рынки металлов, удобрений, лесного сектора и т.д.
Порты Юга, по-прежнему останутся востребованными, но вряд ли здесь можно ожидать колоссальный прирост. Могут несколько снизиться объёмы перевозок на Турцию, но несколько вырастут - на Индию.
Новые (старые) темы развития нашей международной логистики, вроде ж-д ветки на Монголию, СШХ или Северо-Сибирской железной дороги, получат новый импульс, в части привязки к логистике СМП. А вот новые ж-д пути в Китай, возможно, притормозятся в связи с падением цен и снижением спроса на якорный груз этого маршрута - на уголь.
Противостояние Китая и США вряд ли укрепит китайскую экономику, а значит ждать позитивных изменений в их спросе на уголь, тоже пока не стоит. Хотя сами объёмы экспорта нашего угля компенсируются растущим спросом индийского рынка.
Конечно, это пока исключительно наши предположения и всем, что известно из истории наших взаимоотношений с США с советских времен.