Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Самыми передовыми и современными судами из тех, что строятся и спускаются на воду в России, называют ледоколы проекта 22220. Их пять: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Это самые мощные в мире атомные ледоколы.

Головное судно «Арктика» сдано в октябре 2020 г., второй серийный ледокол «Сибирь» в конце 2021 г., «Урал» вошел в строй недавно. «Урал» на 90% состоит из российского оборудования и материалов.

Следующий ледокол «Якутия» сдали в 2024 г., «Чукотку» планируют сдать в 2026 г. Их локализация должна достигнуть 96%. Суда строятся на Балтийском судоремонтном заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК).

Атомный ледокольный флот сегодня есть только у России. В других арктических странах нет задач круглогодичного обеспечения судоходства в тяжелых ледовых условиях. Сейчас атомный ледокольный флот насчитывает семь судов – помимо проекта 22220 на плаву есть ледоколы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Суда обеспечивают безопасность мореплавания и стабильную навигацию по Северному морскому пути.

У новых универсальных ледоколов типа «Арктика» автономность плавания составляет до семи лет по периодичности перезагрузки топлива и шесть месяцев по запасам провизии. На судах проекта 22220 используется реакторная установка «РИТМ-200», ее разработчиком является компания «Атомэнергомаш» (входит в «Росатом»). Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это на 25 МВт мощнее используемых реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ (ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»). Более того, «РИТМ-200» в 1,5 раза компактнее предшественника.

Преимущества «Арктики» и ее «близнецов» не ограничиваются атомным реактором. По техническим характеристикам российские ледоколы превосходят любые другие. Так, длина «Арктики» составляет 173,3 м, максимальная ледопроходимость – 2,8 м, мощность на валах – 60 МВт, или 81 557 л. с., скорость хода по чистой воде – 22 узла. В то же время американский ледокол Polar Star имеет длину 122 м, мощность двигателей – 78 000 л. с., скорость хода – 18 узлов по открытой воде.

 Сейчас в России на судостроительном комплексе «Звезда» (ССК «Звезда»), входящем в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, принадлежащего компании «Роснефть», строится еще более мощный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Его технические характеристики превосходят ледоколы типа «Арктики». Длина «Лидера» – 209,2 м, мощность на валах – 120 МВт, или 163 154 л. с., скорость хода по чистой воде – 23 узла, ледопроходимость – 4,31 м. Ожидается, что ледокол будет полностью готов в 2027 г.