Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических наук, доцент
В статье Британская Ambrey заявляет о начале морской минной войны, намекая на Украину говорится о том, что крупная британская специализирующая на безопасности морских перевозок, указала на признаки начала морской минной войны анонимным государством с подозрением на Украину преимущественно против нефтеналивных судов с российскими грузами .
Эта война начата Украиной в Черном море (сразу после аварии двух российских танкеров на Черном море были высказаны подозрения на внешнее воздействие). Компания Ambrey 07/03/2025 на своем сайте разместила доклад «ЦИРКУЛЯР УГРОЗ AMBREY – УВЕЛИЧЕНИЕ УГРОЗЫ ТОРГОВОМУ СУДОХОДСТВУ, ЗАХОДЯЩЕМУ В РОССИЙСКИЕ ЭКСПОРТНЫЕ ЦЕНТРЫ НЕФТИ», в котором поместила картосхему с местами атак на суда с российскими грузами, на которой отмечены 2 судна в районе аварии российских танкеров к югу от Таманского полуострова.
Далее начала разворачиваться террористическая активность на Балтике откуда она выплеснулась дальше на морские трассы. Очевидно, что Украина не располагает такими техническими возможностями, но есть морская держава, которая такими возможностями располагает, но которой удобно повернуть все взгляды в сторону Украины.
Балтика – акватория, из которой провокации и диверсии на море могут выплеснуться в Северную Атлантику, перекрывая выход в нее с трасс Северного морского пути. Подготовку к этой ситуации мы и наблюдаем на Балтике.
Командующий Военно-морскими силами Финляндии, контр-адмирал Туомас Тииликайнен заявил, что Балтийское море стало нестабильным и трудно прогнозируемым регионом.
Значение Балтийского моря для Финляндии
По словам Тииликайнена, Финляндия критически зависит от морских перевозок:
- 96% внешней торговли страны осуществляется морем.
- Ежедневно по морским путям перевозится 160 грузовых судов с грузом по 1500 тонн.
- Наземный транспорт не может заменить морской – только 10% грузов можно перенаправить на автодороги и железные пути.
Командующий подчеркнул, что Финляндии важно активно участвовать в обеспечении безопасности морского судоходства как в мирное, так и в военное время.
Растущие угрозы и российская активность в Балтийском регионе
Тииликайнен указал, что Россия рассматривает Калининград как окруженный странами НАТО анклав. Балтийское море также остается критически важным маршрутом для транспортировки российской нефти.
Несмотря на расширение НАТО, Балтийский флот России остается мощным, а российская гибридная деятельность в регионе усилилась. Среди угроз:
- Использование так называемого "теневого флота" – старых судов, зарегистрированных за пределами Европы.
- Повышенные риски для подводной инфраструктуры.
- Возможность крупных экологических катастроф, связанных с нефтью.
- Атаки на системы спутниковой навигации.
Тииликайнен также отметил, что Россия, вероятно, будет наращивать свою военную мощь в регионе после завершения войны в Украине.
Финляндия усиливает защиту морских границ
Финляндия активно участвует в совместных операциях НАТО, таких как Baltic Centry, и поддерживает тесное сотрудничество с США, Швецией и Эстонией. Регулярно проходят крупные учения, например Freezing Winds, в которых участвуют войска НАТО.
Также Финляндия модернизирует свою оборону:
- Усиливается подводное наблюдение из-за роста использования дронов.
- Планируется закупка новых беспилотников.
- Ведется разработка новых систем борьбы с подлодками.
- В рамках проекта Laivue 2020 в этом году будет спущен на воду первый многоцелевой корвет класса Pohjanmaa. К 2029 году четыре таких корабля должны быть введены в строй.
Многоцелевые корветы – это мощные корабли с великолепными боевыми возможностями. Они укрепят всю оборонную систему Финляндии, особенно зимой, – отметил Тииликайнен.