Жуков М.А. АНО НКЦ "Север"
Указ констатирует, что в 2025 году исполняется 500 лет начала освоения Россией Северного морского пути. Что же произошло в 1525 году? В этот год в Риме состоялась беседа географа и историка Паоло Джовио с толмачом Большого посольства Великого князя Василия III к папе Клименту VII. В этой беседе Герасимов сказал, что русские корабли издревле плавают по Ледяному морю за Урал, и предположил, что идти водою можно и дальше, до самого Китая. В подтверждение своих слов Герасимов показал Джиовио чертеж севера России, который дошел до нас в незначительной переделке итальянского картографа и гравера Баттиста Агнезе. Чертеж Дмитрия Герасимова считается сейчас самой древней картой Северного Ледовитого океана. Рассказ Дмитрия Герасимова был опубликован Джиовио в 1525 году и стал широко известен. Карту Джиовио в свою книгу не вложил и ее обнаружили в конце XIX века в итальянском архиве.
Информацию Джовио подхватил голландец Петр Планций (Платевойт), который нарисовал свою карту северного побережья Азии, где на востоке уже присутствовал так называемый Анианский пролив свободной воды через центр арктического бассейна. По этой причине голландец Виллем Баренц в своей третьей экспедиции пытался в 1596-1597 годах обогнуть архипелаг Новая земля с севера, где море из-за теплых вод Гольфстрима действительно свободно от льда.
Из изложенного для нас важны слова Герасимова, что русские корабли издревле плавают по Ледяному морю за Урал. Не просто уже плавают, а плавают издревле.
Уже «Повесть временных лет» (XII век) указывает что, что киевским князьям были подвластны Печора и Югра (Большеземельская тундра). Господин Великий Новгород начал колонизацию берегов Белого и Баренцова морей в Х веке, что фиксирует «Сказание об Югре» новгородца Гюраты Роговича. В 1032 году имело место плавание новгородского посадника на Двине Улеба к Железным воротам, под которыми следует понимать пролив Карские Ворота. В 1216 году среди погибших в Липецкой битве новгородцев упоминается «Семьюн Петриловиц Тьрьський даньник». Терский (лесистый) берег - восточная часто Кольского полуострова. Участники экспедиции Виллема Баренца сообщали о неоднократных встречах поморских кочей, плывущих в Карское море. А что так привлекало поморов за Уралом (Камнем)? К востоку от Урала лесная куница сменяется соболем, а это – бриллиант пушного промысла. За ним и шли.
К XVI веку в Западной Сибири эпицентр промысла уже сместился в бассейн реки Таз, где сформировалась территория Мангазея (скорее всего, переогласованное имя самодийского князя Маказея или коми-зырянское слово «молгон» — «крайний, конечный»). Коми-зырянские промысловики осваивали Мангазею совместно с поморами. Острог на Мангазее был построен собиравшими пошлину стрельцами в 1601 году (после чего промысловики потянулись на Енисей), но промысел к этому моменту длился на Мангазее лет 150-200. В 1562 году представитель Московской английской компании Энтони Джекинсон опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал название местности «Molgomzaia».
Поморы шли на Мангазею морем через «Ямальский волок». В Байдарацкой (Карской) губе ладьи входили в реку Мутная (Морды) и через сухой волок на реку Зеленую (Се-Яга), из которой в Обскую и Тазовскую губы. Из опроса промышленников стало известно, что при хорошей погоде кочи успевали покрыть расстояние от Архангельска до Байдарацкой губы в две недели: по реке Мутной вверх по полутораверстному волоку в 5 дней; плавание по реке Се-Яга до Мангазеи также две недели. В 1619 году вышел указ о запрещении под страхом смерти Мангазейского морского хода в первую очередь дабы предотвратить утечку пушнины мимо казны. Для этого поставили заставу на волоке между реками Мутная и Зеленая.
Строительство стрельцами на Мангазее острога в 1601 году буквально вытолкнуло промысловиков за Енисей. Часть из них двинулась на Восток по побережью. Уже к 1607 году они вышли к устью реки Хантайки, а к 1611 году - в Хатангский залив. В 1643 году промышленник Сычов вышел с запада на Анабар. Но к устью реки Лена промысловики спустились по Лене из Якутского острога летом 1633 года, откуда в 1634 году вышли в Оленекский залив. В янских ясачных книгах начальная запись датирована 9 октября 1635 года. Не позже 1634 года промышленник Иван Ребров вышел на Индигирку. Летом 1643 года промышленники Зырян, Стадухин и Дежнев вышли на Колыму, а начиная с 1649 года Дежнев начал осваивать бассейн реки Анадырь. Таким образом, все протяжение Северного морского пути было освоено почти 400 лет назад. Но ясак концентрировался воеводами в острогах и перевозился в столицу по суше. Активно возможности судоходства по Северному морскому пути начали изучать во второй половине ХIХ века. Впервые сквозное (с зимовкой в пути) плавание по Северному морскому пути в 1878–1879 годах осуществила шведско-русская экспедиция барона Нильса Адольфа Эрика Норденшельда. Но большого грузооборота в рамках каботажного плавания не было вплоть до советского периода.
Указ Президента Российской Федерации предписывает разработать и утвердить план основных мероприятий празднования.
Лучшим подарком стране будет переиздание фундаментальных трудов по истории Северного морского пути и арктического морского судоходства в стране в целом. Не менее важным будет общедоступная электронная библиотека, посвященная Северному морскому пути и развитию российской Арктики в целом.