Митько Арсений Валерьевич, Ерофеевский Даниил Владимирович
Арктическая общественная академия наук; Всероссийский научно-исследовательской институт метрологии имени Д.И. Менделеева; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Рост использования Северного морского пути (СМП) как ключевой арктической транспортной артерии требует пересмотра подходов к обеспечению безопасности судоходства. Традиционные методы, направленные на минимизацию рисков, недостаточны в условиях Арктики из-за экстремальных погодных условий, сложной ледовой обстановки, слабой инфраструктуры и геополитических разногласий. В работе предлагается переход к концепции устойчивости, сочетающей снижение уязвимости и повышение способности адаптироваться к непредсказуемым угрозам. Выводы подчёркивают необходимость комплексного подхода, объединяющего снижение уязвимости и рост устойчивости. Успех зависит от координации усилий государств, научных организаций и бизнеса, что позволит обеспечить долгосрочную безопасность арктического судоходства в условиях климатических и геополитических вызовов.
Ключевые слова: Арктика, СМП, устойчивость, безопасность, управление рисками.
Вопрос безопасности судоходства в Арктике сегодня крайне актуален в связи с возрастающим вниманием к Северному морскому пути (СМП) как перспективной транспортной магистрали. Усиление интереса к региону обусловлено климатическими изменениями, которые делают арктические воды более доступными, а также экономическими и геополитическими факторами, мотивирующими развитие торговых путей в полярных широтах. Однако эксплуатация этих маршрутов сопряжена с целым рядом уникальных рисков, среди которых экстремальные погодные условия, сложность ледовой обстановки, ограниченные портовые мощности, а также человеческий фактор и политические разногласия в регионе. В классических исследованиях безопасность часто рассматривается через призму полного исключения рисков, что в условиях Арктики оказывается малоэффективным из-за природы самих факторов риска. Поэтому сегодня всё более востребованным становится подход на основе устойчивости, который дополняет риск-ориентированную модель способностью быстро реагировать на непредсказуемые события и восстанавливаться из аварийного состояния в нормальный рабочий режим.
Цель – систематизировать ключевые аспекты обеспечения безопасности судоходства в Арктике с учётом парадигмы устойчивости систем и представить практические рекомендации по снижению уязвимости Северного морского пути, а также по повышению способности быстро адаптироваться к возникающим угрозам.
Учитывая традиционный риск-ориентированный подход нужно отметить, что до недавнего времени меры по повышению безопасности морских перевозок строились на принципе предвидения рисков и их максимального сокращения. Однако, в Арктике, где льды, шторма, полярная ночь и слабая инфраструктура неизбежно создают высокую степень неопределённости, полностью исключить риски не представляется возможным. В этом смысле более гибкое решение состоит в том, чтобы дополнять классическую модель управлением устойчивостью, а именно концентрироваться не только на минимизации вероятности аварии, но и на подготовке к быстрому реагированию и восстановлению при сбоях. Предложенная концепция рассматривает безопасность как функцию от двух параметров: уязвимость и устойчивость. Уязвимость – это степень подверженности маршрута СМП негативным воздействиям, а устойчивость – способность быстро приспосабливаться к внешним изменениям и восстанавливаться после происшествий. Идеальное состояние маршрута СМП – сочетание «низкой уязвимости» и «высокой устойчивости».
Необходимо отметить индикаторы ключевых составляющих уязвимости. Индикаторами внутренней уязвимости включают экстремальные погодные условия (низкие температуры, шторма, ограниченная видимость). Лёд, приливы, недостаточная глубина или ширина некоторых участков СМП. Слабо развитая портовая инфраструктура и малое количество ремонтных/спасательных баз. Внешняя уязвимость включает такие индикаторы как сезонная навигация: повышенные риски столкновений при интенсивном движении судов в короткий период навигации. Политические вопросы и геополитические споры усложняют сотрудничество и согласованное управление безопасностью. Человеческий фактор включает недостаток опытных экипажей, нестабильная психологическая обстановка, сложные условия работы и другие факторы. в высоких широтах спутниковые системы и коммуникационные каналы могут работать с перебоями, что подрывает надёжность системы.
Составляющие индикаторы устойчивости выделены следующие. Готовность к непредсказуемости. Здесь попытки исключить каждую угрозу маловероятны. В этом случае нужно обеспечить запас прочности и инфраструктурную готовность (ледоколы, спасательные средства, аварийные базы) для компенсации последствий непредвиденных событий. Эксплуатационная надежность включает оперативный мониторинг, скорость реакции при ЧС, эффективная координация между различными странами и агентствами. Особое значение имеет международное взаимодействие и согласованные протоколы спасательных операций. Непрерывная оптимизация содержит постоянные исследования арктических вод, совершенствование материально-технической базы, тренировки экипажей, анализ инцидентов и применение лучших практик для непрерывного улучшения мер безопасности.
С учетом факторов уязвимости и устойчивости уместно использовать количественную модель с применение Байесовских сетей для определения условных вероятностей на основе экспертных данных. Так общий уровень безопасности Северного морского пути оценивается около 55%. Уязвимость остаётся высокой (около 65%), а устойчивость – сравнительно невысокой (47–48%). Развитие портовой инфраструктуры, улучшение подготовки экипажей и более плотное международное сотрудничество могут повысить итоговую безопасность до 80–90%.
В качестве рекомендаций по снижению уязвимости СМП необходимо расширение сети портов, терминалов и поисково-спасательных станций вдоль СМП, включая углубление исследований морфологии дна, оперативное ледовое картографирование, развертывание более плотной метеостанционной сети в высоких широтах. Продолжать укрепления механизмов диалога, чтобы любые геополитические трения не сказывались критически на совместных спасательных или экологических мерах. Для повышения устойчивости необходимо развивать парк ледоколов, аварийные склады, резервные варианты связи, чтобы в случае любых чрезвычайных ситуациях была возможность «принять удар» и продолжать функционирование участка СМП. Для обеспечения эксплуатационной надежности необходимо развивать системы мониторинга и быстрой передачи данных об опасных ледовых явлениях (многолетний лёд, торосы и т. п.), а также сокращать время реагирования при авариях: ближние базы спасения, круглогодично доступные спасательные суда, вертолёты для эвакуации, а также постоянная работа над повышением квалификации экипажей для работы в специфических полярных условиях. Для обеспечения непрерывной оптимизации необходимо объединение научного потенциала для глубокого изучения климата и ледовой обстановки, регулярный анализ аварий и инцидентов, формирование культуры безопасности в органах управления, судоходных компаниях и на борту судов.
Повышение безопасности арктического судоходства требует перехода от традиционного подхода «минимизации рисков любой ценой» к более комплексной концепции, в которой сочетаются меры по снижению уязвимости и росту устойчивости к непредсказуемым событиям. Поддерживать безопасную эксплуатацию в суровых полярных условиях возможно лишь при координации усилий множества сторон – от научного сообщества и судоходных компаний до международных организаций и правительств стран Арктического региона. Практическая реализация подхода на основе устойчивости позволит не только увеличить шансы на предотвращение аварий и инцидентов, но и даст возможность быстрее восстанавливаться после любых возможных сбоев. Таким образом необходимо рассматривать безопасность Арктики как динамическую способность системы выдерживать, поглощать и преодолевать внешние и внутренние потрясения, обеспечивая эффективное функционирование Северного морского пути и других арктических маршрутов в долгосрочной перспективе.