Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических наук, доцент
Заявление МИД РФ о том, что Россия найдёт покупателей в случае отказа Японии от российского СПГ, — не столько дипломатическая реплика, сколько часть широкого энергетического ребуса, в котором всё чаще сталкиваются геополитика и геология.
На сегодняшний день Япония сохраняет участие в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», обозначая их как критически важные для своей энергетической безопасности. Однако вопрос по проекту «Арктик СПГ 2» остаётся подвешенным. С 2023 года этот проект оказался под последовательным санкционным прессингом: сначала — ограничение на операционную деятельность, затем — рестрикции против судов и подрядчиков. Фактическое участие японских компаний в нём оказалось под вопросом, и не столько по их воле, сколько под внешним давлением.
В то же время списывать проект со счетов преждевременно. Производственные мощности постепенно вводятся, решения по логистике ищутся, хотя и в непростых условиях. Основной вызов сегодня — обеспечение бесперебойного экспорта: танкерный флот оказался узким местом всей конструкции. Тем не менее, учитывая приоритетный статус проекта, можно предположить, что временные решения — как то фрахт судов дружественных стран или реорганизация логистических цепочек — найдут своё место в модели ближайших лет.
С уходом Японии может измениться география сбыта. Восточная Азия остаётся ключевым направлением, но в ней уже активнее проявляют интерес Индия, Бангладеш и Вьетнам. Помимо этого, открытым остаётся потенциал трейдинга с хабами Ближнего Востока и частных закупок через реэкспортные схемы.
Таким образом, российский СПГ — особенно в арктическом исполнении — переходит в фазу адаптации: не отказ, не прорыв, а сценарий тонкой балансировки между инфраструктурой, политикой и рыночной логикой. Устойчивость будет определяться не только спросом, но и скоростью институциональной перестройки логистики, страхования и расчётов. На повестке — не столько география газа, сколько геометрия маршрутов.