Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических наук, доцент
Продолжаем публикации по итогам VI Международного арктического форума. В фокусе — поручения Президента России Владимира Путина.
В ходе форума Президент России озвучил ряд ключевых задач по освоению Арктики. Глава государства сделал акцент на системном развитии северных регионов — от логистики до добычи ресурсов. В условиях геополитического давления это не просто декларация, а зафиксированный вектор государственной стратегии.
Причём такие задачи обозначены как приоритетные — с формулировкой «здесь и сейчас». Для их реализации необходима гибкость в инвестиционных и финансовых инструментах. Именно поэтому одним из центральных поручений стало создание под эгидой ВЭБ.РФ проектного офиса, который будет заниматься сопровождением транспортных, логистических и инфраструктурных проектов в Арктике. Это позволит существенно ускорить их реализацию, поскольку инвесторы смогут напрямую обращаться за необходимой поддержкой.
Особое внимание — мастер-планам развития территорий. Президент подчеркнул важность их последовательной реализации в Карелии, Архангельской области и на Чукотке. По расчётам, один только проект Кемско-Беломорской агломерации способен создать до 14 тысяч новых рабочих мест. В Архангельской агломерации — 18 логистических проектов, которые должны лечь в основу новой северной инфраструктуры.
Речь идёт не просто о рабочих местах — а о полномасштабном обновлении арктической среды: жильё, транспорт, энергия, логистика. Только в таком формате комплексного подхода можно говорить о развитии территории, где комфорт для жителей рассматривается не как бонус, а как условие выживания.
Показалось, что проектный офисе под эгидой ВЭБа ставит крест на ранее озвученных планах Кирилла Дмитриева, главы РФПИ, создать Арктический инвестиционный фонд. Но нет. Вечером Дмитриев опубликовал видео: такой фонд будет создан до конца года, а РФПИ станет его якорным инвестором.
Соинвесторами могут стать как российские компании (банки, пенсионные фонды), так и иностранные. Дмитриев упомянул арабские страны (у РФПИ давние хорошие отношения с ОАЭ) и "странами Запада". Что касается последнего, то с учетом геополитических реалий пока просматривается только одна кандидатура - США.
О возможности сотрудничества с американцами в Арктике Дмитриев рассказывал по итогам переговоров 18 февраля в г. Эр-Рияд. Несколько дней спустя Президент назначил его своим спецпредставителем по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. При этом в РФПИ уточнили, что речь не только о странах Глобального Юга, но и о государствах Запада, в т.ч. США.
Также отметим, что из конкретных направлений для работы Арктического инвестфонда Дмитриев упомянул "различные концессии для Севморпути" - чтобы снизить нагрузку на федеральный бюджет.
Получается, инвестициями в Арктику займутся сразу две влиятельные структуры: ВЭБ и РФПИ. Как они разграничат между собой поле деятельности, пока неясно. Будем надеяться, мешать друг другу не станут
Также Владимир Путин дал ряд поручений.
Правительству России:
- поддержать отечественные судостроительные и судоремонтные предприятия, которые модернизируют и расширяют производство, выстраивают международные производственные цепочки;
- проработать вопрос создания новых верфей;
- создать условия для роста эффективных отечественных операторов, которые займутся перевозкой контейнеров угля, сыпучих и других грузов через Арктику;
- определить планы по расширению мощности действующих морских портов в Арктике, чтобы повысить логистическую устойчивость Трансарктического коридора;
- проработать создание специального проектного офиса на базе ВЭБа по инфраструктурным проектам в Арктике;
- ускорить принятие графика реализации арктических мастер-планов, продумать их финансирование, в т.ч. предусмотреть отдельные арктические разделы в нацпроектах, а также запустить механизм задействования в реализации мастер-планов бизнеса, стратегических инвесторов;
- продумать создание специальных центров компетенций, где муниципальные, региональные служащие будут повышать квалификацию в сфере развития городов;
в рамках Всероссийского конкурса проектов создания комфортной городской среды — предусмотреть дополнительный лимит из федерального бюджета;
- продлить программу реновации военных городков, ЗАТО минимум до 2030 года с ежегодным объемом финансовой поддержки из федбюджета не менее 10 млрд руб.;
создать специальный научный центр для мониторинга многолетней мерзлоты;
- скорректировать параметры программы поддержки малого и среднего бизнеса в северных регионах;
- подготовить специальный механизм финансирования медицинской помощи на Севере;
проработать вопросы финансирования очистки Арктики;
- к 1 сентября проработать план конкретных действий по решению проблемы аварийного жилья;
- расширить программу арендного жилья на опорные населенные пункты Арктики. Она должна начать действовать в 2026 г.
Федеральному и региональным правительствам:
- донастроить инструменты инвестиционной и деловой активности в Арктике, включая налоговые льготы, административные преференции, инфраструктурную подготовку земельных участков и т.д.;
- поддержать инициативы, открывающие новые грани Арктики, работающие на повышение интереса к региону. Подумать о том, чтобы включить в федпроект «Пять морей и озеро Байкал» обустройство туристической инфраструктуры Белого моря.
Правительству России с участием Росатома, ВЭБа, профильной комиссии Госсовета:
до 1 августа утвердить финансово-экономическую и организационную модель развития трансарктического транспортного коридора.
Также глава государства предложил учредить гранты в память об ученом-океанологе Артуре Чилингарове и нацелить их на поддержку молодежных инициатив в рамках экологических, просветительских, научных проектов в Арктике.
Полностью запись трансляции доступна по ссылке.
Владимир Путин также заявил, что совместные проекты в Арктике с западными странами возможны, если они проявят интерес к такой работе.
России нужен свой торговый флот в Арктике. Перевозки по СМП к 2030 году должны вырасти до 70–100 млн тонн.
Мощности логистических портов в Мурманске должны быть увеличены в 3 раза.
Необходимо строительство новых верфей. Покупать суда за рубежом можно, но также нужно наращивать собственное производство.
Нужно использовать инструменты фондового рынка для инвестиций в проекты Арктики
Сибирь и Урал должны получить железнодорожный выход к Арктике, чтобы разгрузить Транссиб
По контейнерным перевозкам:
Китайская NewNew Shipping планирует сформировать расписание судозахлдов на СМП в навигацию 2025 а конце мая-начале июня.
Судозаходы планируют осуществлять в порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск и Певек.
Компания намерена построить 5 контейнеровозов ледового класса Arc7 вместимостью 4600 TEU.
В ГК «Дело» планируют организацию 5-7 рейсов по СМП (суда 2-5 тыс. TEU), чтобы оценить скорость перевозок, расход топлива и реальную ледовую обстановку на маршруте
Генеральный директор «Росатома» заявил, что судоходство по СМП «немножко похоже на ядерное оружие»: «Оно у нас должно быть, но мы не хотим его применять. И только его наличие позволяет нам быть уверенными, что против нас оно не может быть применено. И в этом смысле в транспортном суверенитете похожая логика. Мы должны быть абсолютно суверенны с точки зрения транспорта в Арктике, чем сможем обеспечить свою безопасность, в том числе в Балтийских и Черноморских морских путях. Поскольку мы обеспечим транспортный суверенитет за счет внутренних ресурсов, значит, такие пути будут оставаться для нас открытыми. Это большая комплексная работа».
СМП — это не только морской судоходный канал, даже большой длины, это еще его связь с наземной российской инфраструктурой, автомобильной, железнодорожной, речной.
И чем активнее мы будем этим заниматься, тем свободнее будет наше судоходство. Морское лидерство России невозможно без комплексного системного долгосрочного развития СМП. Это и гарантия нашей безопасности, и транспортного суверенитета, а самое главное, это платформа для консолидации вокруг нас дружественных стран.